Новости

29.05.2014 19:38
Рубрика: Культура

В Минкульте обсудили проект Основ культурной политики

- Черта нашего своеобразия, как у Достоевского, - всемирная отзывчивость, что не в столь высокой степени свойственно другим народам, - сказала Ирина Антонова, президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. - Как внимательно у нас читают Шекспира, как смотрят Тициана или импрессионистов - это особый феномен. Я бы обратила внимание на необходимость продвижения достижений российской культуры в мировом культурном пространстве, чтобы отзывчивость была взаимной…

Речь на заседании Общественного совета в министерстве культуры шла о проекте "Основ государственной культурной политики". По мнению Ирины Антоновой, опубликованный "документ солиден", но отдельные положения его нужно еще доработать. Не хватает акцента на роль и место мировой художественной культуры по отношению к российской:

- В мире знают наш балет и театр, хорошо известны отдельные музыкальные произведения, но популярность в меньшей степени касается пластических искусств. Когда у нас просят экспонаты на выставки, то хотят иконы, Малевича, Кандинского и Шагала. Я тут как-то спросила директора Лувра, каких российских художников он может назвать, и услышала в ответ имена - Репин и Верещагин, с ударением на последний слог. А ведь в России люди даже без специального образования могут назвать десятки имен французских художников. Необходима организация выставок-диалогов, ведь великое русское искусство 19-го века за рубежом практически не знают.

Среди бед нашей культурной жизни Ирина Антонова назвала неразвитую доступность искусства. Вспоминая мировой опыт, опыт советских 20-х годов прошлого века, президент ГМИИ им. Пушкина предложила разумно перераспределить художественные ценности, которые находятся в крупнейших музеях:
- Такая практика следует мировым тенденциям, так поступают в Англии, Лувр создает в Эмиратах музей на основе своих коллекций. От трех до пяти процентов коллекции крупных музеев показываются, а остальное - в запасниках, которые и можно использовать для пополнения региональных музеев, - считает Антонова.

Наибольшую полемику в обсуждении на данном этапе вызвали не столько стратегические задачи, сколько частные формулировки. В первой строке концепции прописано: "Россия - государство, создавшее великую культуру". Задавали вопросы: как понимать, что есть Россия, какое это государство, духовный опыт какой нации станет образующим?

Отец Всеволод Чаплин призвал разработчиков прописать пункты взаимодействия учреждений культуры с религиозными организациями, обратить внимание на грамотность как обязательный навык гражданина и выстроить систему приоритетов господдержки. Например, как считает Всеволод Чаплин, в первую очередь поддержку следует оказывать тем культурным учреждениям, которые существуют более пяти лет и уже зарекомендовали себя.

Владимир Толстой, член Совета по культуре при президенте РФ, один из основных разработчиков проекта, обратил особое внимание на круг стратегических задач формируемых в проекте культурной политики. Среди первостепенных отмечены сохранение культурного наследия, развитие и защита русского языка, поддержка и развитие русской литературы, создание благоприятной для развития личности информационной среды. Одним из главных достижений проекта об "Основах государственной культурной политики" Толстой назвал попытку расширить само понятие культуры. Не сводить его к обеспечению функционирования музеев и театров, не понимать как сферу услуг, но привлечь внимание к личности, к воспитанию и просвещению, к формированию человека через культуру.

Особое место в проекте культурной политики уделяется привлечению молодежи к культурной жизни, развитию научных исследований и региональных центров культуры, к обеспечению всем гражданам России равных прав на свободу творчества.

- То, что мы говорим о сохранении языка, о продвижении литературы, о формировании  единой архитектурной среды, подтверждает, что документ шире, чем сфера минкультуры. Его разрабатывали все ведущие ведомства, в том числе Министерство образования, Министерство регионального развития, - сказал Владимир Толстой. - Наша задача сейчас проанализировать все точки зрения, хотя понятно, что все их втиснуть в документ не возможно. Я сегодня отметил себе здравые предложения, которые мы будем учитывать. Думаю, сейчас имеет смысл работать именно с текстом документа, вносить конкретные предложения, искать более точные и корректные формулировки. Например, как это сделала Ирина Антонова, которая предложила обратить внимание на восприятие российского искусства в мире и мирового искусства в России. Согласен с тем, что это положение нужно усиливать.

Окончательный вариант проекта будет сформирован до 30 сентября. Документ должен быть написан так, чтобы каждый гражданин четко знал устремления государства в сфере культурной политики. Следующим этапом после принятия "Основ" станет разработка стратегии их реализации. Пока же - продолжаются обсуждения проекта, в том числе и на сайте "РГ".