В Новосибирске обсудили, как в регионах формируют фонд капремонта

Минувший вторник стал последним днем, когда жители Новосибирской области могли принять решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.

В совещании по этому больному вопросу, которое прошло в Новосибирске, приняли участие члены комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ, руководители профильного федерального министерства и Фонда содействия реформированию ЖКХ.

- Тема капитального ремонта многоквартирных домов волнует всех. По этому поводу было много споров. На региональном уровне мы приняли программу, совершенствуем законодательную базу, регулирующую жилищно-коммунальную отрасль. Ни одна из сессий заксобрания не обходится без обсуждения "острых углов" ЖКХ. Но мы ждем от федеральных структур пояснений, главное - как снять финансовую нагрузку с людей и не допустить к этому процессу мошенников. Без всесторонней федеральной поддержки - законодательной, материально-технической, финансовой - регионам в решении этих проблем не обойтись, - подчеркнул спикер Законодательного собрания Новосибирской области Иван Мороз.

Он отметил, что при принятии региональной программы первоначально был установлен тариф 7,1 рубля за ремонт одного квадратного метра жилья. Общественность и депутаты настояли на том, чтобы убрать из программы расходы на ремонт аварийного и ветхого жилья. Так, размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах удалось снизить до 5,6 рубля за один квадратный метр. Его специалисты считают экономически обоснованным и доступным для населения. Временно исполняющий обязанности министра строительства и ЖКХ Новосибирской области Денис Вершинин сообщил, что в ближайшее время станут известны окончательные данные о выборе способа накопления средств на капремонт. Но уже очевидно, что большинство собственников проголосовало за открытие специальных счетов.

- В основном это жильцы домов, готовые к "самостоятельному плаванию". Кто не принял такое решение, автоматически будет обслуживаться региональным оператором, которым выступает Фонд модернизации ЖКХ муниципальных образований Новосибирской области, - прокомментировал министр.

Заместитель полпреда президента РФ в СФО Андрей Филичев обратил внимание на то, что в регионах применили разный подход к формированию минимального размера взноса в фонд капремонта на 2014 год. Так, в республиках Тыва и Алтай, в Забайкальском, Красноярском и Алтайском краях, в Иркутской области его величина зависит от этажности дома, благоустройства, материалов постройки. В денежном выражении это вылилось в три рубля за ремонт квадратного метра в южных районах Приангарья и восемнадцать рублей - в районах Крайнего Севера Красноярского края. В Республике Хакасия размер взноса дифференцирован в зависимости от муниципального образования - от трех до пяти рублей. В Бурятии, Кемеровской, Томской, Омской и Новосибирских областях установлена единая величина взноса для всей территории региона - от четырех до восьми рублей.

- Минимальный размер взноса должен быть четко и понятно привязан к реальной оценке технического состояния изношенности и эксплуатационных показателей многоэтажных домов. Непрозрачность расчетов и отсутствие объективных данных о степени износа вызывают множество вопросов и возмущений граждан, - отметил Андрей Филичев.

Он также обратил внимание на проблему ремонта домов первых массовых серий, то есть хрущевок. Например, при взносе в семь рублей на капитальный ремонт одного квадратного метра общая сумма накоплений на счете типового дома составит чуть менее шести миллионов. Учитывая длительные сроки реализации региональных программ - до 2038 года, хрущевки к этому времени необходимо будет расселять, так как проживать в них уже станет невозможно. Представители сибирских регионов считают, что необходимо определить дома, капитальный ремонт которых нецелесообразен. Возможно, придется сформировать систему стимулов для привлечения инвесторов-застройщиков, которые будут вкладывать средства в обновление инженерной инфраструктуры жилищных комплексов. Заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис согласился с тем, что, по мере запуска региональных программ, появляются проблемы, решение которых потребует корректировки законодательства. Прежде всего, не решен вопрос технического учета жилищного фонда - сегодня его нет даже при вводе новых домов. Второе - недостаточно эффективное взаимодействие между службой, регистрирующей права собственников, и региональными операторами капремонта. Кроме этого, предлагается максимально стимулировать проведение энергоэффективного капитального ремонта.

Федеральное министерство совместно с регионами подготовит предложения по дополнительной поддержке тех собственников, которые активно принимают решения о более дорогом на старте, но энергоэффективном ремонте, после которого снизятся затраты на коммунальные платежи. Еще одна тема для обсуждения - кредитование. Депутаты Госдумы считают необходимым разработать отдельный закон о системе финансирования капитального ремонта, поскольку это уже не предмет регулирования жилищного законодательства - слишком велика финансовая часть.

В то же время высокая готовность регионов к реализации статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации дает им право претендовать на поддержку из федерального бюджета. На эти цели, по информации минстроя РФ, на ближайшие три года заложено восемнадцать миллиардов рублей. В целом в стране более семидесяти субъектов федерации приняло собственную нормативную базу. Сейчас министерство видит главную задачу для регионов в инвентаризации жилого фонда и уточнении сроков проведения капитального ремонта.

- Думаю, к концу года региональные системы капремонта заработают. На эту тему происходит много дискуссий, но решение, которое было принято по запуску этих систем, верное. В стране более двух миллионов многоквартирных домов, а это три миллиарда квадратных метров. Почти половина из них нуждается в ремонте. Если не начать сегодня его делать, то мы всю страну превратим в большой аварийный дом, - подчеркнул заместитель министра строительства и ЖКХ России Андрей Чибис. - Мы понимаем сложности реализации этого непростого и масштабного проекта. Но государство не оставляет собственника один на один с проблемой и участвует в этом средствами федерального и регионального бюджетов.

Комментарий

Галина Хованская, председатель комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ:

- Тема, которую мы обсудили в Новосибирске, актуальна не только для Сибири. Уже в пяти регионах страны прошли выездные совещания комитета Госдумы. И проблема везде одна и та же - плохое состояние жилищного фонда. Потому что десятилетиями не вкладывались деньги в капитальный ремонт. Последствия этого очевидны для всех. Мы видим это на примере Новосибирской области, где есть серьезное недофинансирование. Я разделяю озабоченность местных властей. Надеюсь, они будут серьезно помогать собственникам решать эту проблему. Последнее время средств на капитальный ремонт также выделяли мало, в основном акцент делался на финансирование переселения из аварийного жилья. Поэтому были приняты нормы законодательства, которые вводят обязательный взнос на капремонт. Далеко не везде он еще установлен. Понимаем, что будет сложно реализовать данную программу. И главная задача - объяснить населению, что если ты собственник, то и это бремя нести тебе. Но не надо забывать, что есть и обязательства федерального уровня.