На Урале Дорожная больница объявила о приеме всех желающих

В советские времена возможность лечиться в ведомственной клинике считалась большой удачей. В отраслевой медицине работали опытные специалисты, здесь использовали передовые технологии, да и к пациентам отношение было иное, чем в обычных больницах. У попавших сюда создавалось ощущение некой избранности, эксклюзивности.

Сейчас, когда практически все ведомственные клиники доступны любому пациенту, изменилась ли в них атмосфера и подход к больным? И в чем особенность так называемой производственной медицины? На эти и другие вопросы в интервью "РГ" ответил главный врач Дорожной клинической больницы на станции Свердловск-Пассажирский ОАО "РЖД" Жан Солдатов.

Жан Анатольевич, традиции в железнодорожном здравоохранении формировались более полутора веков…

Жан Солдатов: Да, железнодорожной медицине в России уже 170 лет. Указ об открытии первых десяти лазаретов издал еще Николай I. Они были созданы для оказания помощи строителям железной дороги Москва-Санкт-Петербург. С тех пор железнодорожное здравоохранение успешно решает две основные задачи: создание условий для профессионального долголетия работников отрасли и обеспечение безопасности движения поездов. Понятно, что обе задачи тесно связаны: без всестороннего ежедневного контроля за здоровьем сотрудников железной дороги невозможно обеспечить безопасность работы этого вида транспорта.

Созданная в отрасли система контроля за здоровьем действительно уникальна?

Жан Солдатов: В прошлом году за ее разработку и внедрение коллектив РЖД был отмечен премией правительства РФ в области науки и техники. Наши инновационные технологии повышения стрессоустойчивости человека, снижения уровня напряжения не имеют мировых аналогов. И сейчас опыт, накопленный железнодорожной медициной, мы готовы использовать при лечении, как раньше говорили, сторонних пациентов: людей, не имеющих отношения к РЖД.

Понятно, что для пенсионеров-железнодорожников, семей сотрудников дороги двери нашей больницы всегда были открыты. Сегодня почувствовать эффект от "тотального" контроля за состоянием организма, который, к примеру, проходит машинист локомотива, могут и все остальные.

Вряд ли обычные люди каждый день испытывают такое же сильное напряжение от ответственности, что лежит на человеке, ведущем пассажирский поезд. Но стрессы переживают все. У врачей-железнодорожников есть какой-то особый рецепт, как быстро привести пациента в норму?

Жан Солдатов: Единых рецептов для всех не существует. Только индивидуальный подход и комплексное решение выявленных проблем организма. Это, конечно, не ноу-хау, но самый действенный способ. В нашей клинике пациента ждет полная диагностика организма, причем очень быстро, в течение одного дня. А затем, если возникла необходимость, - лечение и дальнейшая реабилитация. Неразрывность цепочки - вот наш козырь.

Реабилитация - это что? Путевка на море от РЖД?

Жан Солдатов: Зачем ехать на юг, когда у дорожных больниц есть структурные подразделения, способные предложить процедуры на уровне лучших приморских санаториев: физиотерапия, бассейн, грязи, массаж, тренажерный зал, бильярд и так далее. Например, наш Центр восстановительной медицины и реабилитации в Екатеринбурге работает как своеобразный "городской санаторий", где можно пройти полное обследование и поправить здоровье практически без отрыва от работы, в вечернее время или по персональному графику. Программы реабилитации составляются с учетом влияния на организм производственных факторов. Но я уверен: например, проблемы с позвоночником и последствия стрессов, с которыми мы помогаем справляться железнодорожникам, актуальны и для других пациентов.

Но, если пациент - не железнодорожник, все это за деньги?

Жан Солдатов: Да, но наше преимущество в том, что после первого этапа - диагностики - пациенту нет необходимости искать квалифицированных специалистов, а получив помощь, метаться в поисках подходящего санатория. Что тоже, кстати, достаточно стрессовое занятие.

Термин "высокотехнологичная помощь", который часто упоминают, говоря о Дорожной больнице, предполагает, что она оснащена по последнему слову науки и техники.

Жан Солдатов: Так и есть. С образованием ОАО "РЖД", когда все ведомственные медучреждения были поставлены на коммерческие рельсы, в клинике началась глобальная модернизация, монтаж новейшего оборудования, которое позволяет проводить как диагностику, так и сложные операции. В Екатеринбурге ни одна частная больница не предлагает сегодня такого спектра услуг, особенно связанных с серьезным хирургическим вмешательством. За четыре года в Дорожной больнице проведено несколько уникальных для Урала операций. Например, наши хирурги в прямом смысле спасли человеку лицо: дали ему возможность полноценно говорить, питаться и спокойно смотреть на себя в зеркало.

Лицевая хирургия? Но это же не профессиональная специфика железнодорожной медицины…

Жан Солдатов: Да, это интересная история. Но прежде всего хочу уточнить: какой бы высококлассной ни была техника, она - ничто, обычная "железяка" без профессионалов, которые с ней работают. Нам удалось привлечь ведущих специалистов и обеспечить техническими новинками те направления, где можно развивать высокотехнологичную медицину и диагностику. Практически сформировать "драйверы роста".

Конечно, для современной системы здравоохранения связка "технологии - профессионалы" очень важна. Я знаю несколько примеров, когда по программе госзакупок муниципальные больницы получили современную технику, но она до сих пор пылится нераспакованной, потому что работать на ней некому… Ваш совет, доктор: как человеку сориентироваться в том море предложений по оказанию высокотехнологичных услуг, которое существует сейчас?

Жан Солдатов: Возможно, вас это удивит, но, на мой взгляд, самая лучшая реклама - это сарафанное радио. Оно начинает работать, когда люди видят лучшее. Ну и, конечно, рекомендации специалистов-медиков. На самом деле в медицинском сообществе все прекрасно знают, где лучше, а где хуже.

Сейчас российские пациенты активно отстаивают свои права. В свое время в ведомственных клиниках такой проблемы не стояло: человеку хватало того, что он ощущал себя избранным. Сейчас пациент другой? Под него приходится перестраиваться?

Жан Солдатов: Пациенты действительно стали разборчивы. Они много читают, в том числе в области медицины, во все вникают. Мы учим врачей, сестер, санитарочек деонтологии (искусству общения с пациентами), обсуждаем на планерках все проблемные моменты. Были неприятные случаи, когда больница возвращала деньги пациенту. Не потому, что неправильно лечили, а потому, что врач был недостаточно внимателен к больному. Человек обиделся, и эту обиду пришлось компенсировать финансово.

В государственной системе здравоохранения вовсю идет процесс оптимизации: из небольших поселков исчезают медпункты. Каким образом РЖД решает проблему расстояний? Я знаю, в некоторых регионах железная дорога пустила поезда здоровья…

Жан Солдатов: Да, по стране курсируют пять поездов здоровья, в основном в Сибири, где большие расстояния между крупными городами и мало населенных пунктов. В 2008 году планировалось пустить такой поезд и на Урале. Но в результате было решено внедрять более современные технологии, в частности телемедицину. Это позволит жителям отдаленных территорий получить доступ к высокотехнологичным услугам, которые оказывают наши специалисты в клинике Екатеринбурга.

Ключевой вопрос

Предполагаю, что именно платные услуги сделали больницу РЖД открытой для всех пациентов. Но что-то вы делаете бесплатно?

Жан Солдатов: Конечно. Во-первых, любой человек может совершенно бесплатно по полису ОМС лечиться в ведомственной железнодорожной поликлинике. Для этого необходимо взять открепительный талон в своей поликлинике и подать документы в нашу, уведомив об этом страховую компанию. По правилам страхования это можно сделать один раз в год. Во-вторых, Дорожная больница проводит лечение в круглосуточном и дневном стационарах в рамках обязательного медицинского страхования, но здесь мы лимитированы ТФОМСом. Сейчас формируется госзаказ и на оказание высокотехнологичной помощи в рамках ОМС на нынешний год. Вся информация будет опубликована на сайте больницы.

Справка "РГ"

Дорожная клиническая больница на станции Свердловск-Пассажирский - ведущее негосударственное учреждение здравоохранения на территории Свердловской железной дороги. Больнице более 110 лет. Ее строительство началось в 1896 году в сосновом бору около вокзала. 25 декабря 1901 года больница приняла первых пациентов. Главным врачом стал известный в то время хирург, глава Уральского медицинского общества М. П. Соколов.