В Польше простились с генералом Войцехом Ярузельским

Действующий глава государства Бронислав Коморовский и его предшественники Лех Валенса и Александр Квасьневский, наверное, впервые сидели на одной скамейке в Полевом кафедральном соборе Войска Польского, где прошло христианское прощание с последним коммунистическим лидером Польши генералом Войцехом Ярузельским. "Уважение к таинству смерти не должно подвергаться ограничениям из-за политических оценок", - сказал в своей речи в ходе богослужения президент Коморовский.

Напомним, что генерал Ярузельский скончался 25 мая в военном госпитале в Варшаве. За несколько дней до этого он перенес инсульт и больше не приходил в сознание. Сам генерал, судя по всему, предчувствовал, что его жизнь подходит к концу. Незадолго до смерти, по словам настоятеля собора, "Войцех Ярузельский осознанно, по собственной воле, без чьего-либо давления попросил, чтобы его исповедовали". Это тем более удивительно, что всю свою жизнь Войцех Ярузельский публично называл себя агностиком, а во время похорон своей матери Ванды Ярузельской в 1966 году всю церковную панихиду простоял на улице перед входом в Костел и принял участие лишь в церемонии захоронения.

На торжественной панихиде, кроме близких генерала - его вдовы Барбары Ярузельской, дочери Моники и внука Густава, присутствовали министр обороны Польши Томаш Семоняк, глава Бюро национальной безопасности генерал Станислав Козей, посол России Александр Алексеев, его американский коллега Стивен Мулл и, конечно, друзья генерала - польские ветераны войны. "Как человек из поколения "Солидарности" я прощаюсь с одним из последних символов трудной, часто трагической судьбы послевоенного поколения - поколения глубоких и болезненных разделов, политиком, солдатом, человеком, несшем на себе ответственность за самые трудные и, наверное, самые драматические решения в послевоенной истории Польши", - говорил Бронислав Коморовский. Он закончил свою речь словами: "Пусть польская земля будет для него легкой".

Генерала Ярузельского, согласно воле его семьи, захоронят на кладбище "Воинские Повонзки". Кладбище, основанное в 1912 году, - это путеводитель по истории Польши XX века. Оно делится на участки, где нашли успокоение борцы за независимость и участники польских восстаний и мировых воен (в том числе и советские солдаты), жертвы Катынского расстрела и деятели культуры, в частности, Юлиан Тувим, Станислав Ежи Лец, Анджей Мунк и Ежи Кавалерович. По титулу "товарищ" перед именами захороненных можно определить "Аллею заслуженных"  - здесь покоятся коммунистические и военные деятели времен Польской народной республики. В частности, Болеслав Берут и Владислав Гомулка, маршалы Михал Роля-Жимерский и Мариан Спыхальский. На так называемом "Смоленском" участке "Воинских Повонзек" захоронили часть жертв авиакатастрофы президентского лайнера, разбившегося 10 апреля 2010-го года. На том же кладбище есть свой участок у воинов сформированной в СССР 1-й Армии Войска Польского, которая в составе 1-го Белорусского фронта освобождала Европу от фашизма. По просьбе польских ветеранских организаций, поддержанной семьей генерала, именно там - среди однополчан - в пятницу вечером похоронят генерала Войцеха Ярузельского. Провожать его в последний путь и выступать с прощальной речью, как ожидается, будет экс-президент страны Александр Квасьневский.

Противоречивая биография Войцеха Ярузельского и наличие у него, как активных противников, так и сторонников, не могла не отразиться на проведении траурных торжеств. В канун похорон директор Института Национальной памяти (организации, расследующей преступления против польского народа) Лукаш Каминский выступил против захоронения Ярузельского на Повонзках. Ему в эфире "Польского радио" ответил министр внутренних дел Польши Бартоломей Сенкевич: "В таком случае встает вопрос об "Аллее заслуженных" вообще. Выкапывать коммунистических деятелей и переносить их в другое место? Это безумие, это манипулирование останками, которое никогда не закончится… Это использование любого элемента, даже смерти, для политической борьбы оппозиции против правительства". В пятницу перед Полевым кафедральным собором Войска Польского и на самом кладбище произошли конфликты между противниками Ярузельского и теми, кто пришел почтить память усопшего.