30.05.2014 11:19
    Поделиться

    В Чечню возвращаются русские учителя

    Только за минувший год в Чеченской Республике трудоустроились более 70 педагогов из разных регионов России. Многие вернулись на родину, но есть и те, кто впервые приехал на Кавказ, несмотря на возражения близких. "РГ" выяснила, как живется и работается людям самой мирной профессии в бывшей "горячей точке".

    "Русские чеченцы"

    Замдиректора по научно-воспитательной работе Грозненской гимназии №12 Ирине Кучинской около 40 лет. И она, и ее родители родились и выросли в Грозном, девушка окончила Грозненский университет, но в 1994 году в виду известных событий семья покинула регион.

    - Несколько лет я жила и работала в Ставропольском крае, но там не прижилась, все время тянуло на родину. Сначала в республику вернулись мои родители, а потом и я, - рассказала она. Ирина ведет математику и информатику в 5-7-х и 10-х классах. Говорит, что в гимназии постоянно внедряются инновации, а образование в республике развивается семимильными шагами:

    - Дети и их родители понимают свои пробелы и тянутся к знаниям. Общими усилиями пытаемся наверстать упущенное, поэтому работается здесь интересно и легко.

    У коллеги Ирины - педагога-психолога Ольги Тарасовой из этой же гимназии - похожая история. В Грозном выросла и она, и ее родители, и даже бабушки с дедушками. В 1992-м семья бежала от войны в Краснодарский край. Работу молодая учительница смогла найти только в интернате для умственно отсталых ребят.

    - Мы испытали шок от местных нравов. В Чечне совершенно по-другому воспитывают детей, вне зависимости от того, чеченец, русский или какой-то другой национальности. Меня мои родители воспитывали так же, как моих подруг-чеченок. Я и своего сына так воспитала. Мы сильно отличались от местных, нас называли "русские чеченцы". За 20 лет мы там не прижились. Через соцсети я нашла свою подругу, одноклассницу из Грозного. Приехала к ней в гости и… решила остаться. Словом, вернулась домой, - говорит Ольга.

    По словам директора гимназии Зуры Муциевой, из 78 учителей в ее коллективе четверо русских трудоустроились в последние два года.

    Первая ласточка

    А что заставило приехать в чеченскую глушь 26-летнюю выпускницу Московского госпедуниверситета, жительницу Обнинска Анастасию Хапилову? Настя ведет английский язык со второго по 11 классы в сельской школе села Вашендарой Шатойского района. На одном из педагогических семинаров она познакомилась с директором школы, которая пригласила в гости.

    - Приехала, посмотрела, мне понравилось. До этого я немного жила во Франции, поэтому расстояние и то, что горы вокруг, меня не смутило. Мне нравится моя работа, я люблю детей. Но моя мама, конечно же, хочет, чтобы я жила поближе, и не обращает внимания на мои уверения в том, что здесь безопасно, и живут такие же люди, как и везде, - поделилась девушка.

    - Если бы было скучно, я бы, наверное, уехала, - продолжает она. - Но здесь интересно жить и работать. Много друзей, есть интернет, часто выезжаем на природу, по историческим местам, интересная культура, самобытные люди. У них добрая энергетика. Наверное, потому, что близки к природе, она умиротворяет. Нет городской спешки, агрессии, суеты, все как-то просто, гармонично. Семья у чеченцев - превыше всего, что в российских городах, по сути, утеряно.

    Молодую учительницу не отличить от местных: платочек на голове, длинная юбка. Настя объясняет:

    - Учитель - это, прежде всего, воспитатель, подающий пример. Меня никто не заставляет так одеваться, это знак уважения местным традициям и культуре.

    - Это наша "первая ласточка", пока одна. Приехала в марте 2013-го. Рады, что согласилась поменять большой мегаполис на деревню. Надеемся, не убежит, - комментирует директор школы Луиза Гайтукаева. - Еще нам нужны учителя русского языка, филологи и вообще любых предметников примем с удовольствием. А местные кадры уже в основном  предпенсионного возраста.

    Заговорили по-русски

    Учитель начальных классов Ольга Васильева оказалась в селе Борзой таким же образом - после знакомства на семинаре со школьной директрисой. По словам директора Борзойской средней школы Амангали Аджикурмановой, раньше в селе было много русских учителей, но в 1990-е годы все уехали. Сейчас некому вести иностранные языки, историю, физику, не хватает педагогов начальных классов.

    - Прихожу в первый класс, а дети разговаривают только на чеченском. Всего двое могли меня понимать и переводили остальным, - вспоминает Ольга. - За полгода все ребятишки уже свободно владели русским и усваивали предметы, ведущиеся на нем. Тяга к знаниям у них колоссальная. Мне теперь даже не верится, что они не знали русского языка.

    В Борзое Васильева вышла замуж и стала Газаевой. Ее дочь Лилия от первого брака свободно разговаривает на чеченском, девушка ведет обществознание в этой же школе и собирается поступать в Грозненский пединститут.

    По наблюдениям Ольги, сельские дети отличаются от городских тем, что к учителям и родителям относятся с большим почтением. Импонирует ей и местное воспитание:

    - На урок во втором классе мальчик пришел без второй обуви и наследил. Я начала ему выговаривать. И тут его одноклассница встала, молча взяла веник, тряпку и убрала за ним. Вы где-нибудь такое видели?

    Без крыши

    Все приехавшие учителя, с которыми мы встречались, рассказывали, что работается им вполне комфортно. Но вопрос о наличии жилья многих приводил в замешательство. Жалоб не было, но выяснилось, что большинство снимают квартиры без всяких перспектив обрести собственный угол.

    У Ирины Кучинской до войны была квартира в Грозном, но женщине ее не вернули. Родители Кучинской устроились в Гудермесе, она живет у них и каждый день ездит на работу в другой город.

    - И мое жилье тоже не вернули, живу на квартире. Перспектив обрести свое - никаких, - рассказала коренная грозненка Ольга Тарасова. - Мои мама с сыном хотели бы вернуться, но некуда. Если бы решился квартирный вопрос, сын бы перевелся сюда учиться, и мама-медработник трудоустроилась.

    Анастасия Хапилова заявила "РГ", что не хочет обсуждать свои жилищные условия:

    - Своего жилья у меня здесь нет и не предвидится. Купить я его не могу - в нашем селе нет свободных домов. Но я живу в семье, которая меня очень любит и заботится обо мне. Поэтому обсуждать свои жилищные вопрос считаю неэтичным.

    А мать и дочь Васильевы высказали мнение: чтобы учителя оставались в сельских школах, на начальном этапе нужен хотя бы "учительский дом" - что-то типа общежития.

    - Проблема жилья для педагогов существует. Приезжих размещают на квартирах у местных, потому что дома для найма или продажи не строятся. Мне повезло - замуж вышла, но у мужа есть дети от первого брака, старший сын скоро женится, и станет уже тесновато. Моя дочь - тоже невеста. Ей либо срочно замуж здесь выходить, либо уезжать. Это типичная история: если даже приезжая учительница и выйдет замуж, в доме супруга живут три поколения родственников. В идеале каждый учитель хотя бы в перспективе должен иметь возможность получить собственную крышу над головой.

    - Я бы с удовольствием работала в сельской школе, если было где жить. Готова платить за аренду, но нет свободных домов. Я уже взрослая проживать с мамой, но и замуж пока не хочу - сначала надо образование получить, - поделилась Лиля Васильева.

    Кое-кто из собеседниц вспомнил о том, что в ЧР действует программа по возвращению русскоязычного населения, но как стать ее участником, никто не знает.

    Комментарии

    Ильяс Тааев, первый заместитель министра образования и науки ЧР:

    - Тенденция возвращения русскоязычных учителей прослеживается в последние несколько лет. Здесь совпадают интересы и педагогов, и работодателей. Поскольку мы хотим интегрироваться в общероссийское культурное пространство, в республике востребованы преподаватели русского языка и литературы. Учителей, в свою очередь, привлекает стабильность. На сегодняшний день преступность в Чечне одна из самых низких в России, а зарплата, по сравнению с другими регионами, выше. Нам удалось довести среднюю зарплату в общеобразовательных школах до 20, 4 тысяч рублей. Жилищные вопросы тоже как-то решаем. Это не значит, что обеспечиваем каждого учителя квартирой или домом. Но "учительские дома", существовавшие в советские годы, реанимировали в Ножай-Юртовском, Введенском районах. Приезжие живут или в них или на территории школы. Есть случаи, когда учителю временно предлагают бесплатно занять пустующий дом родители школьников или местная администрация.

    Мы не попали в федеральную программу по сельским учителям, которым предоставляют жилье. Это, прежде всего, касается учителей Дальнего Востока. Что касается программы по возвращению русскоязычного населения, реализация жилищной составляющей возложена на муниципальные власти населенного пункта, где находится школа. Они должны искать и предоставлять жилье, оплачивать аренду, ведь школы относятся к их юрисдикции. А министерство исполняет роль органа надзора и контроля. Сейчас обсуждается вопрос о возможности строительства в будущем ведомственного жилья для учителей.

    Мы намерены и дальше приглашать русоведов, учителей иностранных языков. В то же время, республика готовит собственные кадры, и это нельзя не учитывать. Сейчас есть некоторая нехватка химиков, биологов, математиков, но, думаю, года через три все вакансии будут закрыты местными выпускниками.

    Абдурахман Каимов, замминистра образования и науки ЧР:

    - Действительно, русскоязычные учителя к нам едут. В 2013 году приняли более 70 педагогов из других регионов. Едут, в том числе, в отдаленные районы - Курчалоевский, Ножай-Юртовский, Шатойский, Итум-Калинский. А в сельской школе Беной-Ведено на днях принята уже третья русская учительница. Получаем очень много писем и звонков из других регионов с просьбой трудоустройства. Нам бы хотелось, чтобы приезжали также специалисты в области коррекции. Речь идет о тифлопедагогах, сурдопедагогах, логопедах. Что касается жилья, то по поручению председателя правительства республики прорабатываем вопрос о возвращении учителей, которые в свое время работали здесь, а потом уехали. Дано поручение всем руководителям муниципальных образований, чтобы они подумали над возможностью предоставления им не только квартир в "учительских домах", но и выделения земельных участков, найма жилья, а в последующем оказании помощи в строительстве собственного жилья. К сожалению, в Чечне пока ипотечные кредиты не выдают. Сейчас вопрос ставится так: если какой-то учитель решил здесь остаться, то в выделении ему земельного участка для строительства проблем не будет. Такое поручение дано главам муниципальных образований. Педагоги должны обращаться с жилищными вопросами к руководителям своих территорий, которые владеют информацией о наличии свободных земель и знают ситуацию в населенном пункте.

    Кстати

    Республиканская целевая программа по возвращению русскоязычного населения принята в ЧР в 2008 году. Согласно ей, предполагалось строительство жилья для приезжих специалистов, на которое необходимо более трех миллиардов рублей. Власти ЧР отмечали, что без поддержки федерального центра республика сама не в состоянии обеспечить финансирование, поэтому предполагалось привлекать 75 процентов из федерального бюджета, 15 - из республиканского. В 2013-м глава ЧР Рамзан Кадыров заявил, что программа работает не в полную силу, и федеральный центр должен принять в ней финансовое участие и наравне с Чечней. Аналогичные программы теоретически существуют в Ингушетии и Дагестане.

    Справка "РГ"

    В 1989 году на территории Чечено-Ингушской АССР проживали 294 тысячи русских. Из них в Грозном жили 210 тысяч. Сейчас, по приблизительным данным, в ЧР проживают более 10 тысяч русских.

    Поделиться