29.05.2014 23:21
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Мигалка - это способ преодоления чудовищных пробок

    В Госдуме приступили к разработке законодательной инициативы об отмене права приоритетного проезда всех автомобилей, кроме автомобилей оперативных служб. Поводом к тому стали результаты голосования на портале "Российская общественная инициатива". Предложение резко ограничить приоритетный проезд собрало 100 тысяч голосов. Об отмене мигалок как таковых вопрос не ставился. "Сейчас мы получаем данные, которые лягут при необходимости в законодательные меры, - говорит депутат от "Единой России" Евгений Федоров. - К примеру, необходимо проверить целесообразность мигалок у ряда министров несилового блока, после этого законодательно сократить список тех, кто имеет право приоритетного проезда и использования спецсигналов". Инициатива поддержана и в Открытом правительстве. Там обещают продолжение темы "на площадках профильных ведомств - МВД и ФСО", а затем "вопрос будет вынесен на совместное обсуждение президиума Общественной палаты и правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения".

    Желание установить законодательный шлагбаум на пути караванов с мигалками и спецномерами возникает в России у многих - не только у тех, кто обделен счастливой привилегией ездить как хочется. Еще свежо в памяти, как несколько высокопоставленных членов "Единой России", подавая пример остальным депутатам, торжественно сняли спецсигналы со своих авто. Они предложили оснащать мигалками только служебные лимузины президента, премьера и Патриарха. Представители КПРФ откликнулись на инициативу коллег еще более радикальным проектом: полностью запретить использование спецномеров, а спецсигналы оставить лишь оперативным службам ("скорой помощи", силовикам, пожарным) и восьми государственным лицам (президенту, премьеру, председателям Совета Федерации и Госдумы, председателям Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов и Генпрокурору). Но никакого закона на этот счет принято не было. Всё сперва ограничилось заменой мигалок на спецномера с триколором, а потом и мигалки вернулись в обиход.

    Попытки поставить чиновников в общий дорожный ряд предпринимались многократно. Например, издавалось правительственное постановление о сокращении автопарка с мигалками. Но количество машин со спецсигналами и мигалками в результате этого не сократилось, а возросло.

    Лишь однажды законодатели дружно выразили готовность ограничить число чиновников, удостоенных дорожных знаков отличия. Были одобрены в первом чтении поправки к Закону "О безопасности дорожного движения". Результат голосования получился феноменальным: 298 депутатов согласились поснимать спецномера и со своих машин. Правда, при более пристальном рассмотрении депутатский почин выглядел не столь впечатляюще. Закон - федеральный, а вносимые в него поправки на практике распространялись бы только на Москву. Региональное чиновничество не разъезжает с номерами, украшенными трехцветным флажком. В Хабаровске или в Туле не водятся персоны из аппаратов Госдумы, Совета Федерации, Конституционного суда и прочих верховных органов. У них там, в провинции, свое начальство и своя маркировка служебных машин. Авто из губернаторского гаража тоже не спутаешь с первой попавшейся Audi или BMW. Любой гаишник наметанным глазом мгновенно расшифровывает сочетание букв и цифири и успевает взять под козырек. На эти спецномера законодатели не посягали. Зона действия одобренных ими поправок фактически не простиралась дальше Садового кольца. Впрочем, всерьез входить в эти подробности никому тогда и в голову не приходило. Было понятно: благородный порыв, охвативший депутатов, иссякнет уже ко второму чтению. Именно так и случилось. Больше эти поправки не обсуждались.

    Не будем делать вид, будто нам неведома первейшая причина, заставляющая чиновников разного калибра оснащать свои служебные лимузины мигалками, спецномерами, "крякалками" и прочей дребенью. Мигалка - способ преодоления чудовищных пробок. Спецномер - охранная грамота от произвола гаишника, который без всякого повода вас тормозит, а потом вдумчиво, чуть ли не на просвет разглядывает ваши документы в поисках какого-нибудь непорядка, обещающего мзду. И пока движение в наших городах напоминает вавилонское столпотворение, пока дорожный полицейский может делать с водителем всё, что захочет, мигалки и спецномера будут вожделенны.

    Нет такой силы, какая заставила бы высокостатусных лиц отказаться от демонстрации своего статуса. Скажем, VIP-зал в аэропортах - это не только способ избежать толчеи при таможенном досмотре и прохождении паспортного контроля. Это знак кастовой принадлежности. Такой же, как мигалка, служебный Mercedes. Но если привилегии (для чиновиков, крупных бизнесменов, других влиятельных персон) существуют в принципе, как социальная данность, то эти привилегии будут шире дорожного полотна. Они обязательно распространятся и на другие сферы жизни.

    Поделиться