"Президент Обама одобрил три пакета помощи украинским военным (имеются ввиду нелетальная помощь, в том числе продовольственные пайки, палатки, каски, медикаменты - РГ), и мы продолжим рассматривать их запросы, но по поставкам оружия наша позиция не изменилась", - подчеркнула Псаки в ответ на просьбу журналистов прокомментировать обращение лидирующего по итогам выборов кандидата в президенты Украины Петра Порошенко. Напомним, ранее представитель госдепа заявляла, что "речи о поставках вооружений на Украину не идет".
Порошенко сразу после выборов на Украине дал интервью изданию Washington Post, в котором попросил у Вашингтона прямой военной помощи и предложил США "заключить новое соглашение в сфере безопасности, налаживать военно-техническое и консультационное сотрудничество, строить вооруженные силы Украины".
С этой просьбой киевские власти уже обращались к своим заокеанским покровителям. В марте назначенный Верховной радой премьер-министр Украины Арсений Яценюк побывал в Вашингтоне и, встретившись с Обамой, тоже запрашивал военную помощь. Но получил отказ. Возможно, Порошенко рассчитывал, что после выборов, которыми Запад стремился узаконить переворот на Украине, в Белом доме изменят свою позицию, но этого не произошло.
Почему же в Вашингтоне не желают протянуть в помощь руку, а точнее оружие, своим ставленникам? Ведь явно не потому, что у американцев нет такой возможности.
Если говорить о поставках оружия украинским военным в борьбе против ополченцев на юго-востоке, то глядя на размах карательной операции никак не скажешь, что им чего-то не хватает. В ход идут самолеты, вертолеты, артиллерия, а уж стрелкового оружия после разграбления военных складов на руках на Украине более, чем достаточно. Так что в этом смысле куда уж еще? В Вашингтоне это, очевидно, понимают, раз отказывают даже несмотря на свою поддержку карательной операции.
Однако Порошенко в интервью изображал потенциальным противником вовсе не ополченцев, а Россию, жаловался, что "санкции недостаточно действенны, поэтому необходима прямая военная помощь". Тут украинские политики видимо хотят обыграть попытки Вашингтона изобразить стороной украинского конфликта Россию, напирая на события в Крыму, использовать этот момент пока Запад еще "на взводе" и задаром запастись оружием, а то потом придется покупать. Но и в этом случае США не видят смысла в военной помощи. Сам Обама в конце апреля заявил: "Неужели кто-то думает, что поставки оружия на Украину позволят противостоять российской армии?". Редкий случай, когда президент США в комментарии по Украине исходил из здравого смысла, а не идеологических установок или требований своих оппонентов.
Если же говорить о поставках современных высокоточных вооружений, то есть тут и другие препятствия. Во-первых, такими вооружениями необходимо уметь пользоваться. А в Вашингтоне не раз признавали, что украинская армия находится в аховом состоянии, в том числе в смысле подготовки кадров, нуждается в глубоких реформах. И начинать их надо явно не с отправки туда современных вооружений.
А во-вторых, США на самом деле не так уж неразборчивы в вопросах военной помощи, как иногда может показаться. Вашингтон с одной стороны сложно заподозрить в излишней щепетильности: отправляют же, например, оружие сирийской оппозиции, в рядах которой кто только ни сражается, включая группировки откровенно террористической направленности. Однако это касается скорее стрелкового и легкого оружия, как правило не последнего поколения.
Если же говорить о современных вооружениях и военной технике, то тут критерии отбора партнеров куда более строгие. В горячих точках, таких как Афганистан или Ирак, американцы предпочитали сами использовать такое оружие, а не передавать его союзникам. Или другой пример. Когда в 2012 году вооруженные силы Колумбии - основного военного союзника США в Южной Америке, с которым американцы имеют опыт весьма тесного сотрудничества в борьбе с экстремистами и наркотрафикантами на протяжении более 10 лет - обратились к Вашингтону с просьбой даже не дать бесплатно, а приобрести беспилотные летательные аппараты, то получили отказ. Одна из основных причин: американцы опасались, что в конечном итоге такое оружие может каким-либо путем попасть в руки экстремистов. Иными словами не доверяли своему проверенному партнеру, на территории которого используют несколько военных баз и чувствуют себя практически как дома.
На что уж тут надеяться Киеву, который просит дать безвозмездно. И которому свою верность Вашингтону, если, конечно, тому не воспротивится украинский народ, еще доказывать и доказывать. Сегодня американские власти и ВПК едва ли могут быть уверены в том, насколько лояльны украинские военные властям в Киеве и не возникнет ли у кого-либо из них соблазна подзаработать на таких поставках.