Новости

В ряде городов области отменили прямые выборы глав
Московская, Волгоградская и Челябинская области стали первыми регионами, откликнувшимися на подписанные президентом страны поправки в закон о местном самоуправлении.

Спустя три дня после того, как глава государства поставил визу на обновленной редакции ФЗ №131, депутаты Московской областной Думы сразу в трех чтениях приняли закон "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области".

Он поделил подмосковные муниципалитеты на три зоны: в первой сохраняются прямые выборы глав населением, во второй глава будет назначаться из избранного совета депутатов. Третья, самая многочисленная группа муниципальных образований законодателями осталась "не замеченной" - выборы там по-прежнему будут проходить в соответствии с уставами муниципалитетов.

В первую зону попали 24 муниципальных образования. Прямые выборы главы сохранены в Дмитровском, Зарайском, Лотошинском, Луховицком, Озерском, Сергиево-Посадском, Солнечногорском районах и городском округе Реутов.

В Коломенском, Одинцовском и Шатурском районах, городских округах Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Королев, Котельники, городских поселениях Орехово-Зуево, Воскресенск, Луховицы, Кашира, Павловский Посад, Ступино, Большие дворы и Белоозерский глав также будет избирать население, но после выборов они войдут в советы депутатов в должности председателей и с правом решающего голоса.

Из избранных представителей советов депутатов глава будет назначаться в Воскресенском, Истринском, Каширском, Клинском, Ленинском, Люберецком, Пушкинском, Ступинском и Щелковском районах, в городских округах Балашиха, Коломна, Протвино, Пущино.

В эту же зону попали более 70 городских и сельских поселений, в числе которых значатся  Егорьевск, Зарайск, Видное, Истра, Клин, Кубинка, Ликино-Дулево, Люберцы, Одинцово, Пушкино, Раменское, Серебряные Пруды, Щелково.

Остальных муниципалитетов (а в Подмосковье сегодня насчитывается 359 муниципальных образований: 36 районов, 35 городских округов, 111 городских поселений и 177 сельских поселений) закон не коснулся, они избирают руководителей по действующим уставам, которые могут подразумевать как прямые, так и "назначаемые" выборы глав. И всем муниципалитетам рекомендовано обзавестись сити-менеджером.

Как утверждает зампред областного правительства Михаил Кузнецов, основная идеология нового закона состоит в том, чтобы уйти от единоличного управления территориями, когда глава муниципалитета по умолчанию является еще и руководителем местной администрации.

По мнению подмосковных властей, идеальной системой управления является институт сити-менеджмента, при котором в муниципалитете появляются два руководителя: избранный населением или советом депутатов глава и назначаемый по согласованию с губернатором руководитель администрации.

Первый будет работать непосредственно с жителями, выявлять болевые точки подведомственной территории и генерировать идеи по их устранению, а второй - заниматься всеми "бумажными" вопросами. По такому принципу с 2006 года работает городской округ Домодедово, где сити-менеджер появился одним из первых в стране. С того момента Домодедово ни разу не уступило никому лидерских позиций по основным показателям социально-экономического развития. Причем, если в Челябинской области региональные власти не дали муниципалитетам выбора - там сити-менеджер положен каждому муниципальному образованию по умолчанию, то подмосковные власти оказались более демократичными. "Мы прислушались к мнению муниципалитетов, учли особенности развития каждого из них, - говорит Михаил Кузнецов. - Поэтому некоторые остались на прямых выборах глав".

За закон проголосовали 34 депутата, против - шесть, еще четверо воздержались. Напомню, что в единый день голосования 14 сентября в Подмосковье пройдут около 400 выборов в органы муниципальной власти, включая 19 выборов глав крупных муниципалитетов. Все они уже подпадут под новое законодательство.

Компетентно

Эльмира Хаймурзина, начальник главного управления территориальной политики Московской области:

- Еще во время обсуждения поправок в закон, мы настаивали на том, чтобы сохранить возможность выбирать глав муниципальных районов и городских округов напрямую. В результате из 71 крупного муниципалитета (городские округа и муниципальные районы) прямые выборы остались в 56. Хочу отметить, что у каждого подмосковного муниципалитета - свои политические традиции, экономические и социальные особенности, поэтому универсального решения на всю область быть не может. В процессе подготовки закона мы уделяли внимание территориальной специфике, анализировали запросы жителей на увеличение прозрачности и эффективности органов местного самоуправления. В итоге было принято решение об изменении модели формирования органов местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях, чтобы дать возможность прийти во власть новым людям, компетентным и ответственным.

Виктор Азаров, глава Мытищинского района, председатель Московской областной региональной организации Всероссийского Совета местного самоуправления:

- Принятый Мособлдумой закон повышает гражданскую ответственность избирателей. Проще говоря, вопрос в том, сколько раз человек приходит на избирательные участки. Советы депутатов в любом случае избираемы. Только в одном муниципалитете человек будет приходить на участок один раз, выбирая совет депутатов, из представителей которого потом назначат главу, а в другом голосует отдельно за главу и совет депутатов. Но и при том, и при другом раскладе муниципальное образование возглавит человек избранный.

Владимир Ружицкий, глава Люберецкого района, исполняющий обязанности председателя совета муниципальных образований Подмосковья:

- Выборы главы из состава совета депутатов - хорошая практика. Жители на выборах голосуют за кого? За человека. Хороший семьянин, добрый, веселый, обещает все проблемы решить - да, голосуем. А профессионал он или нет, знает свое дело, умеет лоббировать интересы своего района - на эти вопросы жители ответов не знают. Зато их знают депутаты, которые заинтересованы в том, чтобы выбрать из своего состава наиболее бойкого, эффективного, того, кто обеспечит интересы жителей. Ведь чем лучше район управляется, тем больше у депутатов шансов избраться еще раз. Поэтому при выборах главы из состава совета градоначальник проходит двойной фильтр: его сначала выбирают жители, а потом - депутаты.

Сергей Юдаков, первый зампред Мособлдумы, секретарь Московского областного регионального отделения "Единой России":

- Главное в новом законе то, что отныне принцип формирования органов местного самоуправления определяется не ими, а субъектом  федерации - в нашем случае Московской областной Думой и губернатором. В подмосковных муниципалитетах разные проблемы - у начинающихся сразу за МКАД многотысячных Красногорска или Реутова они сильно отличаются от проблем отдаленных и малонаселенных Зарайска или Серебряных Прудов. Для того, чтобы обеспечить интересы всех жителей региона, необходимо в ряде муниципалитетов вводить должности деполитизированных управленцев - руководителей администраций.

Антон Цветков, член общественной палаты РФ, председатель президиума общероссийской организации "Офицеры России":

- Давайте говорить начистоту, многие подмосковные местные элиты коррумпированы. Годами в районах формировались политические силы вокруг дележа земли, перераспределения участков и подрядов. Положить этому конец можно только одним способом, создав новые условия формирования органов местного самоуправления - демократичные, прозрачные, способствующие приходу во власть новых людей, профессиональных управленцев, честных и ответственных руководителей. На отдельных территориях области принципиально  важно было сломать устоявшийся механизм, очистить власть от коррумпированных удельных князьков. И это правильно! Губернатор Андрей Воробьев получил поддержку населения под определенную задачу - навести порядок в Подмосковье. И он ее решает.

Шота Горгадзе, председатель общественной палаты Московской области:

- Принятый Мособлдумой закон решает задачу подчинить местное самоуправление его избирателям. Фактически на многих территориях введен механизм двойного контроля. Жители выбирают кандидата на должность главы, который будет формировать стратегию развития территории и следить за ее выполнением. Вторым гарантом качества работы местного самоуправления станет сити-менеджер. Он будет освобожден от политических и представительских функций, станет выбираться конкурсной комиссией и здесь уже основным критерием станут не ораторское искусство, а профессионализм, преданность своему делу и интересам населения. Таким образом глава муниципалитета, наделенный представительскими функциями, выступает стратегом, контролером, идеологом, а сити-менеджер при нем - исполнителем, хозяйственником, профессиональным администратором.