В Берлине открылась архитектурная выставка "Новая Москва" - она должна показать европейцам, как изменилась градостроительная политика российской столицы всего на двух примерах. Это парк "Зарядье" и Центр современного искусства на Ходынском поле - два еще не реализованных проекта, концепции которых отбирались на конкурсной основе с привлечением архитекторов со всего мира. Учитывая, что за полчаса до открытия выставки во дворе берлинской архитектурной галереи "Aedes" было не протолкнуться, недостаток в зрителях не грозит.
- За последние два года в Москве прошло более 20 архитектурных конкурсов, но в Берлин мы привезли два крупнейших из них, потому что представляют они не только архитектурную жизнь города, но и социальную, публичную и культурную, - говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Они показывают, что город меняет вектор развития и фокусирует внимание на своих жителях, на качестве пространства, в котором они живут. А это заставляет и мировых архитекторов совсем по-другому смотреть на Москву, на ее проекты и потенциал.
Архитектурные эксперты, пришедшие на открытие выставки, говорили о том же. Еще несколько лет назад архитектура Москвы была темой для них закрытой и на мировой арене не звучавшей. Судьба московских строительных проектов решалась кулуарно - мнения никто не спрашивал не то что у архитекторов Франции или Италии, но и у самих москвичей. И вдруг - на месте снесенной гостиницы "Россия" предлагают строить не офисный центр или правительственный квартал, а парк. Каким ему быть - решает международное жюри, выбирая из десятков проектов, предложенных архитекторами 27 стран. Строительство парка еще не началось, а рядом с ним уже открывают интерактивный павильон, рассказывающий о том, что здесь было раньше и, главное, что будет через несколько лет. По такой же схеме решается судьба Центра современного искусства и парка "Ходынское поле", промзоны "Серп и молот" и Триумфальной площади. "Москва становится центром мировых архитектурных компетенций - вокруг нее сосредоточено внимание профессионалов отрасли, ее проекты вызывают споры и дискуссии в архитектурной среде, не оставляя никого равнодушным. Это видно и потому, сколько людей пришло на открытие выставки, чтобы ближе познакомиться с новыми московскими проектами", - уверена куратор выставки "Новая Москва" Кристин Файрайз.
О многом говорит и место, где показывают "Новую Москву" - это известная во всем мире архитектурная галерея "Aedes", расположенная на территории бывшей пивоварни, сейчас превратившейся в квартал искусства со своими музеями и выставками. Там же находится и построенный в прошлом году музей архитектурной графики, спроектированный известным архитектором Сергеем Чобаном совместно с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Одним из центров культурной жизни Берлина стала территория, когда-то бывшая промзоной. Перед Москвой сейчас те же задачи - превратить заброшенные производственные площадки в новые точки притяжения для горожан. Причем реализованные примеры уже есть - центр современного искусства "Винзавод" как раз занимает цеха бывшей пивоварни, а дизайн-завод "Флакон" расположился в помещениях предприятия, в советские времена выпускавшего изделия из стекла. Уже началась работа по реновации промзоны "ЗИЛ" - на 65 гектарах, занятых ветхими цехами, вырастет новый городской район с жильем, офисами, парками и всей необходимой социальной инфраструктурой. Проект развития промзоны тоже отбирали на международном конкурсе - в нем участвовало 25 архитектурных бюро. Столичные власти сейчас даже хотят сделать конкурсы обязательным условием реализации всех ключевых проектов в городе. Сегодня решение их проведение зависит от желания застройщика, а город конкурсную процедуру может только рекомендовать.