Быстрее всех отреагировали на изменения небольшие компании с численностью сотрудников до 500 человек, среди этих компаний оставили свои планы без изменений только 18% респондентов. По наблюдениям аналитиков, основными приоритетами компаний в кадровой политике на этот год станет повышение эффективности (89%) и вовлеченности (63%) персонала, а также управление талантами (55%). "В отличие от кризиса 2009 года компании более взвешенно подходят к процессу сокращения персонала, - считают аналитики КПМГ. - Многие респонденты отмечали, что планируют для сокращения издержек на рабочую силу пересматривать бизнес-процессы. Тройка лидеров среди статей, подвергающихся сокращению в первую очередь, по сравнению с 2009 годом не изменилась: вновь сокращаются затраты на подбор персонала (52%), корпоративные мероприятия (48%) и затраты на внешнее обучение (42%)".
"Безусловно, макроэкономические показатели важно учитывать для построения грамотной кадровой политики. Но наибольшее внимание стоит уделять перспективам развития отдельно взятой отрасли, той, в которой осуществляет свою деятельность компания на рынке. Как правило, в основе построения финансового плана компании лежит прогноз ее выручки. Последний строится на основе статистики работы с клиентами, прогноза по развитию отношений с ними и финансовых потоков от уже существующих и новых клиентов. Выручка является доходной статьей бизнеса, в случае, если появляются предпосылки к снижению выручки, происходит корректировка затратной части бюджета. Затраты на персонал - одна из основных частей расходной части бюджета компании. Если уменьшаются доходы, нужно уменьшать и затраты на производство. Таким образом, потребуется меньше вовлеченного в производство персонала", - объяснил управляющий партнер группы компаний SRG Федор Спиридонов.
Иного мнения относительно сокращения бюджета на кадры придерживается управляющий партнер агентства "Контакт" Марина Тарнопольская: "В тот момент, когда все снижают расходы, самые продвинутые компании, у которых есть стратегические планы завоевать большую долю рынка, наоборот, инвестируют в персонал, в его обучение, в привлечение более сильной команды продаж и маркетинга, инвестируют в вопросы, связанные с повышением эффективности персонала для того, чтобы сделать прорыв именно в тот момент, когда другие игроки сокращают расходы и делают все обратное". По мнению эксперта, главная задача при формировании кадровой политики в сложные времена - это не растерять топовый персонал компании, потому что фактически именно он является двигателем прогресса в любом бизнесе. "Экономить бюджеты нужно разумно, а не сокращать сразу все, что связано с персоналом, так как это может привести в тупик. Как вариант, можно сократить расходы на какие-то социальные блага: оплачивать меньший процент страховки или фитнес и подобные "плюшки", не делать слишком шикарные корпоративы и сэкономить средства в этом сегменте. Но все, что связанно именно с развитием персонала или завоеванием большей доли на рынке, - на это скупиться точно нельзя", - считает Марина Тарнопольская.
По данным КПМГ, 33% компаний решили сократить HR-бюджет максимум на 10%, и только 18% компаний планируют уменьшить объем HR-бюджета на 11-25%. Эксперты считают, что кризисы и отсутствие роста - это возможность для экономики и бизнеса очистить компании от неэффективных направлений и кадровых ресурсов. "Сложившаяся ситуация, конечно, будет способствовать и сокращениям, и перестановкам в организациях. В первую очередь этот процесс затронет сферу FMCG, других секторов, в том числе финансового сектора, это коснется меньше или в последнюю очередь, - считает председатель правления инвестиционной компании Concern General Invest Андрей Никитюк. - Что касается высшего управленческого состава, то в нашей стране наблюдался и продолжает наблюдаться значительный дефицит высококвалифицированных кадров. И сложные экономические ситуации только способствуют востребованности такого персонала.
Их должности не будут сокращаться, а зарплаты падать. Скорее наоборот - расти. Если смотреть на наши экономические реалии изнутри рынка, то для многих компаний это хороший инструмент наращивания ресурсов и найма достойных специалистов. То есть любой кризис - это возможность.
Но снижение расходов на персонал не может так просто помочь преодолеть возможные трудности, связанные с экономической ситуацией. "Политика оптимизации расходов на персонал должна проводиться постоянно. Однако именно изменение экономической ситуации подталкивает к этому", - отметила директор по развитию QB Finance Маргарита Горшенева.
Эффективность персонала можно повысить за счет его вовлеченности. "Для этого есть простой первый шаг: поговорить со своими сотрудниками (или провести более формальное исследование) и понять, что для них хорошо, а что плохо. Из факторов, вызывающих некое недовольство, необходимо выделить наиболее важные и на их основе установить простые в реализации задачи", - рассказал партнер компании FutureToday Денис Каминский.
В период экономической нестабильности на рынке важнейшую роль приобретают механизмы нематериальной мотивации. "Чтобы сотрудники работали с большей отдачей и были вовлечены в достижение целей бизнеса, следует прежде всего сделать прозрачной и понятной связь между финансовой успешностью компании и личной выгодой персонала. При этом важно, чтобы сотрудники верили в ее справедливость, - отметила HR-директор компании AT Consulting Виктория Гукова. - Кроме того, необходимо наладить каналы внутренних коммуникаций и обратной связи. Не нужно забывать также о развитии персонала - сотрудники должны видеть свои карьерные перспективы и знать, что нужно делать, чтобы двигаться в интересном им направлении".
Эксперты убеждены, что при формировании кадровой политики нельзя ориентироваться на краткосрочные перспективы и менять планы при встрече с первыми признаками ухудшения ситуации на рынке. "Сотрудники - один из самых ценных активов компании, их успешная работа напрямую способствует эффективности организации даже в самой сложной экономической ситуации. Если же общая программа оптимизации расходов неизбежно должна повлечь за собой кадровые сокращения, то эта волна затронет в последнюю очередь ключевой персонал, деятельность которого влияет на рост бизнеса (например, менеджеров по продажам). Зачастую кризис является поводом пересмотреть внутренние ресурсы, оценить компетенции существующих сотрудников и принять необходимое решение в отношении людей, которые работают с недостаточной долей ответственности", - считает директор по персоналу Philips в России, Украине, Беларуси и Средней Азии Цезари Пискорц.
"Единственное, в чем можно быть точно уверенным: все будет меняться. Поэтому необходимо закладывать гибкость в кадровую политику: организовывать больше временных контрактов, больше аутсорсинга, внедрять более гибкие схемы оплаты труда, ориентированные на результаты работника и компании", - добавил Денис Каминский.