Если расходы на строительство школ, детских садов, поликлиник, дорог, инженерных сетей включать в стоимость возводимых квартир, то это делает стоимость жилья очень высокой. При этом понятно, что муниципалитеты не в состоянии профинансировать эти расходы.
Одним из возможных выходов из этой сложной ситуации могут стать механизмы софинансирования, так называемое ГЧП. Над решением этой задачи сейчас совместно работают Минстрой России, Госдума, Национальное объединение застройщиков. Рассчитываем, что соответствующий законопроект совместными усилиями будет разработан к 1 сентября этого года.
Другой проблемой являются застроенные территории, которые заняты аварийными домами, ветхим жильем. Инвестору сложно принимать решение о вложении средств в переселение граждан из аварийных домов, если он не имеет гарантий, что удастся договориться со всеми собственниками и снести все постройки. Право собственности на такие неаварийные объекты в России по действующему законодательству имеет абсолютную защиту. Известны случаи, когда собственники индивидуальных домов останавливали крупные инвестиционные проекты, отказываясь продавать инвестору свое имущество. Как результат, в России строительство жилья на таких территориях ведется в недопустимо минимальных объемах. В большинстве стран мира есть механизмы разрешения подобных конфликтов общественных и частных интересов. Необходимы финансовые, экологические или налоговые механизмы, которые должны стимулировать собственников зданий, находящихся на территориях, подлежащих развитию, самим участвовать в реконструкции или продавать за рыночную, но справедливую цену устаревшие объекты или доли в них. По нашим расчетам, решение этой проблемы позволит увеличить объемы жилищного строительства не менее чем на 30%.