Новости

03.06.2014 00:40
Рубрика: Экономика

Торговля идет без продавца

Российским интернет-магазинам не хватает кадров
Нехватка квалифицированных кадров стала одной из самых сложных проблем, с которыми столкнулась отрасль электронной коммерции в России. Речь идет обо всех ключевых должностях, начиная с генеральных директоров и руководителей проектов и заканчивая специалистами по онлайн-маркетингу и ИТ, а также командами исполнителей.

Согласно рейтингу компании Cushman & Wakefield по уровню включенности в электронную коммерцию Россия занимает 26-е место в мире (всего в исследовании приняло участие 100 стран). Доля электронной коммерции в общей массе отечественного ретейла составляет, по разным данным, от 1,5 до 2,5%. В то время как в странах с развитым рынком e-commerce эта цифра составляет 5%, а у лидеров направления - Великобритания и США - превышает 10%.

Эксперты рынка считают, что прошлый год стал толчком в развитии российской электронной торговли. "Этапы созревания направления можно отследить по соответствующим тенденциям кадрового рынка: пятнадцать лет назад вакансии для интернет-торговли практически отсутствовали, - рассказал ведущий специалист по подбору персонала кадрового агентства "Юнити" Георгий Самойлович. - Онлайн-магазины были единичны. Долгое время многое делалось собственными силами организаторов бизнеса, их друзей и знакомых. Нередко руководитель ресурса успевал побывать и продажником, и дизайнером, и бухгалтером. Словом, изучал бизнес со всех сторон".

Российский интернет-ретейл стал полноценным сегментом торговли лишь в 2008-2010 годах. Но работодатель все еще формировал штат без акцентов на "электронную" специализацию. Исключение составляли лишь непосредственно программисты и веб-дизайнеры. По словам экспертов, обычно искали маркетологов, рекламистов, юристов, бухгалтеров. "Акулы ретейла понимали, что в этом океане очень много рыбы. Но многие тогда не дождались улова: рыба была слишком мелкой. Интернет был слабо развит, не было инфраструктуры и инструментов, а вкладывать серьезные деньги в их разработку могли позволить себе только самые смелые и отчаянные владельцы бизнеса. Переломным периодом считаются 2011-2012 гг. - именно тогда рынок, его возможности и потенциал начали рассматривать всерьез. Начались гонки бюджетов, инвестиций", - пояснил главный редактор информационного проекта E-Pepper Владимир Миролюбов.

Перспективы роста есть не только у крупных игроков электронной торговли, но и у малого бизнеса

По итогам 2013 года Россия вошла в TOP-10 по темпам роста электронной коммерции. Оборот рынка составил 10,4 млрд долларов. Бизнес стал перспективным, следовательно, возросла потребность в профессионалах. По мнению аналитиков East-West Digital News, нехватка квалифицированных кадров на рынке стимулирует стремительный рост зарплаты, ужесточается конкуренция между работодателями в борьбе за сотрудников. Как следствие, ключевые должности иногда замещаются недостаточно квалифицированными кадрами или долго остаются вакантными. "В современной вакансии уже четко формулируется направленность: заместитель коммерческого директора по электронной коммерции, руководитель проектов маркетинга (e-commerce), SEO-оптимизатор аналитик (e-commerce), управляющий интернет-магазином, специалист по ассортименту интернет-магазина. И даже курьер - не просто курьер, а курьер в интернет-магазин. Спрос работодателя на "интернет-продвиженцев" возрос за последнее время как минимум в полтора раза, - отметил Георгий Самойлович. - Сейчас специалиста можно привлечь за 60 тыс. руб., но планка поднимается до 80-90 тыс. руб., если помимо продвижения человек занимается созданием контента, дорабатывает ядро сайта. Нередко это вчерашние веб-программисты, уставшие от программирования. Также растет спрос на SEO-оптимизаторов. Их зарплаты за последний год поднялись на 20-30%. Связано это с тем, что интернет-ресурсы растут как грибы после дождя. У одного предпринимателя нередко по четыре-пять магазинов самой разной тематики. И все нужно продвигать".

При этом зарплатные ожидания специалистов в области интернет-торговли в России наполовину выше, чем у аналогичных специалистов в Европе. Об этом заявил глава французского онлайн-магазина La Redoute в России Жозе Мец на мероприятии Ассоциации дистанционной торговли. По его словам, зарплатные ожидания интернет-специалистов в России оказались на 50% выше, чем европейских. В то же время кадровый потенциал России в области интернет-торговли невелик: профессионалов в области интернет-торговли в России найти гораздо сложнее, чем в ЕС.

Ситуация усугубляется тем, что в интернет-ретейл за последние годы вышли крупные игроки традиционного ретейла. "Слияние офлайна и онлайна - одна из основных тенденций на рынке, - подтвердила представитель компании "М.Видео" Регина Роднянская. - Объединение в систему интегрированных продаж позволяет представить единый товар, цену и набор сервисов независимо от канала продаж. По сути, покупателю уже все равно, где покупать: в интернете или в магазине, с помощью смартфона, компьютера или консультанта торгового зала".

Перспективы роста есть не только у крупных игроков электронной торговли, но и у малого бизнеса. Эксперты отмечают, что у крупных компаний всегда есть проблема: чем больше бизнес, тем менее он поворотлив. Небольшой онлайн-ретейл всегда готов быстро перепрофилироваться или уйти в узкую тематическую нишу, где можно удержать клиента высоким уровнем сервиса, уникальностью и качеством товара.

Последние новости