Сергей Литвиненко, адвокат компании "Налоговик", оценивает появление документа положительно: "Законопроект хорошо проработан и охватил множество вопросов в сфере налогового консультирования, что должно будет повысить качество таких услуг".
Отсутствие статуса налогового консультанта или налоговой консультации не является препятствием для оказания услуг. В то же время его наличие - дополнительная гарантия качества. "Законопроект оставляет добровольный характер деятельности по налоговому консультированию, поскольку отсутствие статуса налогового консультанта не отнимает права на оказание таких услуг у тех, кто не захотел или не смог получить квалификационный аттестат налогового консультанта. Просто бизнес сами сможет решать, к кому обращаться. При этом статус налогового консультанта будет служить дополнительной гарантией качества проведенной консультации и защитой от возможного ущерба", - поясняет Литвиненко. Так, включенные в реестр консультанты обязаны возместить причиненный ущерб. Возмещение происходит через механизм саморегулирования деятельности налоговых консультантов, налоговых консультаций, предусматривающий в том числе имущественную ответственность членов СРО.
Однако некоторые эксперты усматривают в механизме возмещения ущерба риски как для консультантов, так и для их клиентов. "СРО несет ответственность за ошибки налогового консультанта, но в ограниченном размере. Формулировка из законопроекта: "консультант должен взять на себя санкции и пени, начисленные консультируемому лицу". Как известно, налоговые штрафы и недоимки могут исчисляться десятками миллионов рублей", - объясняет Ярослав Савин, член Учебно-методического совета Палаты налоговых консультантов. Есть риск, что при большом причиненным ущербе консультант просто не сможет расплатиться с клиентом.
Государство будет контролировать деятельность налоговых консультантов и консультаций при помощи реестра таких специалистов и организаций. Его ведение возложено на Федеральную налоговую службу. Она же будет проводить проверки как самих налоговых консультантов, так и их саморегулируемых организаций.
Законопроект гарантирует тайну налогового консультирования. Правда, с небольшими оговорками. "На налогового консультанта возлагается обязанность сохранять в тайне секреты, предоставленные налогоплательщиком, обратившимся за консультацией", - говорится в документе. Но дальше содержится приписка: "за исключением случаев, предусмотренных в УПК". Из этого всплывает важнейший вопрос возможной административной и уголовной ответственности самого налогового консультанта. Ведь ему при работе с клиентом становится известна информация, которая может потенциально свидетельствовать о том, что компания совершает налоговое преступление", - говорит Ярослав Савин. Риск ответственности налогового консультанта сглаживается тем, что законопроект не прописывает четко ответственность за эти нарушения.
Также неясно, является ли разглашение тайны или непредставление государственным органам сведений о нарушениях налогоплательщика основанием для предписания, предупреждения, приостановления членства консультанта в СРО или исключения из нее. Возможно, законодатели дополнят законопроект или укажут это в подзаконных актах. Установить обязанность консультантов уведомлять налоговые органы о нарушениях клиентов предлагалось и ранее при обсуждении закона о налоговом консультировании, тем более странным выглядит отсутствие в документе прямых стимулов к исполнению этих обязанностей.
Законопроект воспринимается профессиональным сообществом неоднозначно. О создании закона о налоговом консультировании не первый год говорит Палата налоговых консультантов, которая предлагала на обсуждение свои идеи для создания института налогового консультирования. Но, по словам Савина, "законопроект не учитывает позицию профессионального сообщества". Кроме того, самой ПНК в документе предложена замена. Для обеспечения общественных интересов при налоговом консультировании "предусмотрено создание Совета по деятельности в области налогового консультирования, состоящего из представителей государственных органов, саморегулируемых организаций налоговых консультантов, а также независимых представителей", говорится в проекте.
Сегодня именно членство консультанта в ПНК является дополнительной гарантией качества оказываемых услуг. С принятием законопроекта квалификация действующих консультантов окажется под сомнением. "Абсолютно не ясна судьба 10 тысяч налоговых консультантов, аттестованных ПНК. Этой общественной организации в законопроекте просто нет. Должны ли они будут проходить обучение заново?" - спрашивает Савин.
Однако переучиваться консультантам вряд ли придется. "Чтобы получить статус налогового консультанта, нужно будет иметь действующий квалификационный аттестат налогового консультанта и быть членом СРО. Квалификационный аттестат налогового консультанта будет выдаваться только после успешной сдачи квалификационного экзамена. Чтобы сдать его, нужно иметь оконченное высшее образование. Лицам с высшим юридическим или экономическим образованием нужно будет еще иметь стаж работы по специальности не менее 1 года. А те, у кого иное высшее образование, должны будут иметь стаж работы в сфере экономики, финансов или налогообложения не менее 2 лет", - говорит Литвиненко. Большинство консультантов этим требованиям соответствуют и могут быть допущены к экзамену. А если ПНК будет признана одной из СРО налоговых консультантов, то уже получившие ее аттестат консультанты даже не заметят перехода на новое законодательство. Кроме того, специалисты до получения квалификационного аттестата вправе работать без статуса налогового консультанта. Поэтому компании в случае принятия этого документа без квалифицированного налогового совета не останутся.