В первую очередь рост конфессионального рынка зависит от информированности россиян о нем. Несмотря на низкий уровень осведомленности населения о халяльной продукции, интерес к ней в РФ проявляют не только мусульмане, но и люди других конфессий, заметил заместитель председателя Совета муфтиев России (СМР) Рушан Аббясов. По его словам, халяльная продукция в России существовала и ранее, однако производство носило домашний характер и в основном было распространено в семьях, почитающих традиции ислама. Сегодня можно говорить о появлении халяль-индустрии, потребителями товаров которой являются не только мусульмане.
Для стран, где запретного гораздо больше, чем дозволенного, особенно актуальной задачей является производство сертифицированной продукции халяль. Существует целый свод обязательных требований, которые должны соблюдаться в соответствии со специально разработанной системой сертификации халяльной продукции. В 2002 году СМР инициировал создание центра стандартизации и сертификации "Халяль". Сегодня он приобрел международный статус и работает уже на всей территории Таможенного союза. Ведущие страны по производству халяльных продуктов - Малайзия, Индонезия, Турция - активно сотрудничают с Россией и развивают эту отрасль. Сам стандарт, как и специальный знак, которым маркируется продукция, утвержден СМР. Маркировку можно встретить на таких продуктах, как куры, колбаса, мясные полуфабрикаты, яйца, кондитерские изделия. В супермаркетах создаются специальные витрины и даже зоны с этими продуктами. "Товары халяль - экологически чистые, полезные и безопасные", - уверен Рушан Аббясов. Именно за гарантию качества и безопасность продуктов потребители готовы платить высокую цену.
Цены на халяльные товары выше средних, но разница объясняется просто. Технология изготовления здоровой пищи требует больше человеческих и технических ресурсов, отдельного места хранения, специальных условий транспортировки. Все накладные расходы включаются в стоимость конечных продуктов. На ценообразование в отношении халяльной еды влияет и ее относительный дефицит на рынке.
Как отмечает посол Малайзии в России Дато Зайнол Абидин Омар, рост спроса на халяль-товары, как в мире, так и в РФ, будет увеличиваться из-за качества этих товаров. "Всего в мире проживает 1,8 млрд мусульман, и у рынка халяль огромный потенциал. Больше всего он развит на Ближнем Востоке и в Азии. Недооценивается Россия, в которой проживает больше 20 млн мусульман", - констатировал посол.
В Малайзии сегодня создана специальная корпорация по развитию халяль-индустрии, которая занимается контролем качества по всем гражданским и религиозным нормам. "Малайзия придерживается целостного и системного подхода в развитии халяль-индустрии и стремится реализовать весь бизнес-потенциал этого направления", - отметил посол.
В России дела обстоят иначе. Представитель торговой сети "Апельсин" в Москве Ильхам Мухарлямов высказал опасение, что дальнейшее повышение цен на аренду в столице приведет к закрытию отдельных халяль-магазинов, и произойдет перераспределение структуры этого рынка. В результате дозволенные товары в большей степени будут представлены в крупных торговых сетях на отдельных прилавках. "Цены на аренду помещения в прошлом году составляли от 12 тыс. до 40 тыс. руб за кв. м. В этом году цены снова вырастут. В таких условиях открывать халяль-магазины затруднительно", - сказал Ильхам Мухарлямов. Тем более, торговые точки, такие как кафе и рестораны, где все блюда готовятся из дозволенных продуктов, исключают продажу алкоголя, которая приносит от 30 до 50% прибыли. "Цена на аренду в социально ориентированных точках и общепита, которые не занимаются торговлей алкоголем, не должна быть на одном уровне с теми, кто торгует алкоголем и табаком", - добавил Мухарлямов.
Неоднозначная ситуация сложилась и на рынке мусульманской одежды, который также подчиняется канонам конфессии. В России он постепенно развивается согласно всем требованиям исламской культуры и является не менее значимым, чем продуктовый, считает директор агентства бизнес-коммуникаций Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова. "Рынок одежды на втором месте после продуктового. Именно по его спросу можно определить уровень благосостояния российских мусульман. К сожалению, пока предложение на рынке мусульманской одежды надолго запаздывает, по сравнению со спросом. Рынок обделен вниманием незаслуженно", - считает Мария Сморчкова. По ее мнению, производители одежды лишены возможности использовать в своем производстве дополнительные оборотные средства и не могут делать адекватную наценку на свои товары.