Новости

С 10 марта 2014 года заявки на присоединение к электросетям можно подавать через Интернет. Каких технологических новаций ждать потребителям в будущем, "РГБ" рассказал начальник управления контроля электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев.

- Какие наиболее актуальные вопросы стоят на повестке дня в сфере электроэнергетики?

- В первую очередь вопросы снятия административных барьеров в доступе на рынок, улучшение и совершенствование доступа к инфраструктуре, а также обеспечение прозрачности работы правил рынка и его участников между собой. Результаты работы лучше всего иллюстрирует рейтинг Всемирного банка Doing Business. По показателю "Подключение к энергосетям" Россия переместилась с предпоследнего 183-го места на 117-е место, поставив мировой рекорд по динамике. Сроки подключения сократились с 281 дня до 162 дней, а стоимость снизилась, по расчетам организаторов рейтинга, со 163 тыс. до 37 тыс. долл.

Этот прорыв обеспечен во многом благодаря реализации дорожной карты "Повышение доступности энергетической инфраструктуры". Был принят целый ряд постановлений правительства, и наиболее значимое из них - постановление от 9 декабря 2013 года N 1131, которое позволяет сделать очередной шаг на пути повышения доступности энергетической инфраструктуры. Согласно этому документу заявки на присоединение к электросетям можно подавать через Интернет. Также у компаний появилась возможность отслеживать в онлайн-режиме этапы прохождения заявки и стадии выполнения работ. Потребитель не только подает заявку, не являясь в сетевую организацию, но и после подписания договора, который приходит ему по почте, может на сайте сетевой организации отслеживать, в каком состоянии находится его заявка до заключения договора, то есть кто рассматривает, в какие сроки. А потом видит, как реализуется договор на техприсоединение, который он заключил. Деятельность сетевых компаний, которые раньше часто сравнивали с черным ящиком, стала прозрачнее. Это позволяет потребителю защищать свои права более эффективно. Кроме того, плата за техприсоединение была установлена в размере 550 рублей при присоединении не выше 15 киловатт. Такая серьезная мера позволила унифицировать стоимость небольших присоединений, за исключением особых случаев, когда объект находится очень далеко от имеющихся электросетей.

- Какие преференции появились для малого и среднего бизнеса?

- Предусмотрена рассрочка платежа при присоединении 15-150 киловатт сроком на три года. Причем рассрочка предоставляется уже после того, как присоединение совершено. Фактически бизнес платит после присоединения. Введен механизм перераспределения максимальной мощности потребителями между друг другом, то есть не через сетевую организацию. Сетевым организациям также запрещено отказывать в техприсоединении некоторым категориям юридических и физических лиц, независимо от наличия или отсутствия технической возможности присоединения. Если такой возможности нет, сетевая организация все равно заключает договор с потребителем и создает техническую возможность. В этом случае ставка оплаты может быть рассчитана по индивидуальному проекту. Как правило, это несколько дороже, чем ставка за киловатт. Окончательно определены максимальные сроки техприсоединения. Также утверждены типовые формы договоров на техприсоединение. Следующим шагом мы планируем утвердить типовую форму договоров энергоснабжения. В соответствии с дорожной картой будем утверждать договор на перераспределение мощности. Всего принято 14 нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование процедуры технологического присоединения.

- Как решается вопрос с прозрачностью работы сетевых организаций?

- Правительство приняло постановление о внесении изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электроэнергии. Стандарты раскрытия информации направлены на то, чтобы потребители и все участники рынков знали основные факты деятельности компаний гарантирующих поставщиков, электросетевых компаний и всех тех, кто владеет объектами электросетевого хозяйства и имеет соответствующие тарифы на передачу электроэнергии. Постановление утвердило возможность принятия одинаковых форм, по которым все будут раскрывать исполнение стандартов. Эти формы раскрытия информации будут утверждены ориентировочно к августу. Мы уже разрабатываем их совместно с Федеральной службой по тарифам. И как только будут разработаны формы, у потребителей появится возможность анализировать информацию, которую ранее скрывали компании. А у компаний не будет споров с контролирующими органами по поводу того, правильно и полно ли они все раскрыли. Это делает регулирование отрасли прозрачным и понятным.

- Правилами осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике помимо понятия признаков манипулирования установлены еще критерии существенного изменения цен на электроэнергию. Что имеется в виду?

- Манипулирование - это существенное отклонение цен в результате действий лиц, обладающих доминирующим положением на рынке. Если существенного изменения цены не было, то никакие действия признаваться манипулированием не могут. То есть кто-то что-то совершил, но на рынок это не повлияло, значит это не манипулирование. А если повлияло, то это, конечно, манипулирование.

Манипулирование ценами на электроэнергию на оптовом рынке является одним из самых серьезных нарушений, так как влияет и на конечных потребителей. За это нарушение предусмотрено несколько видов санкций. Во-первых, госрегулирование цен. Во-вторых, ограничение цен в ценовых заявках. Введение ограничений в виде условий о подаче только ценопринимающих заявок. Если какой-то участник рынка постоянно завышает свои цены, и мы его предупредим раз, другой, затем ограничим в подаче ценовых заявок. Формировать цену будет уже кто-то другой. Еще одна санкция - обязательство участника оптового рынка предоставлять на рынок в реально возможном объеме свою всю выработку. Чем больше предложений, тем ниже цена. На оптовом рынке ежегодно устраняются барьеры, сокращается число зон свободного перетока (ЗСП). Например, в 2011 году их было 29, в 2012-м -27, в 2013-м -23, в 2014-м -21. Зоны сокращаются и тем самым укрупняются. По итогам 2014 года 62 процента всех генерирующих мощностей (99,8 гигаватта) отобрано в условиях конкурентного ценообразования, то есть без применения предельной цены на мощность. Для примера, в 2013 году на один гигаватт меньше.

Конкурентное ценообразование гораздо более эффективно, чем ценообразование там, где введен price cap. Например, в результате свободного ценообразования в трех из пяти зон свободного перетока конкурс привел к формированию цены ниже предельной цены на мощность, которая была установлена в других зонах. Средневзвешенное снижение конкурентной цены КОМ (конкурентного отбора мощности) на 2014 год в зонах свободного ценообразования составило 12,4 тыс. руб. мегаватт или 9,1% относительно price cap. Это доказывает эффективность конкурентных механизмов и конкуренции на этом рынке. Укрупнение зон позволяет увеличить объем мощностей, которые они продают, и привлечь больше участников для конкурентного отбора соответствующих мощностей ЗСП, что способствует повышению конкурентности и снижению цены.

Еще одна важная новелла заключается в том, что мы хотим ввести такой порядок формирования групп точек поставки на розничном рынке, который позволил бы выходить на оптовый рынок потребителям с небольшими, несколькими точками, но потребление которых по отдельности не позволяет вывести каждую точку на оптовый рынок. Мы предлагали их объединять и назвали это условно для себя - единая группа точек поставки в регион.