Однако практика в регионах складывается по-разному, единых критериев нет. Где-то кандидату могут простить, скажем, жену-следователя, а где-то из-за этого человеку придется выбирать между семьей и судейской карьерой. Поэтому правоведы предлагают прописать в законе о статусе судей четкие требования, какие родственные связи судье дозволительны, а когда профессия родственников является реальной проблемой.
Такие новости и предложения прозвучали на конгрессе Международной ассоциации независимости правосудия, который прошел в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина. "Необходимо более четкое законодательное регулирование ситуации, когда наличие родственников у претендента на должность судьи может восприниматься как конфликт интересов, - заявил профессор Российской академии правосудия Сергей Никитин. - Общее правило, из которого предлагаю исходить: может быть отказано в назначении на должность судьи, если родственные связи могут рассматриваться как конфликт интересов, мешающий судье исполнять обязанности, вызывающий сомнения в его объективности и беспристрастности".
Правда, пока мнения по поводу конкретных ограничений у юристов расходятся. "Мое личное мнение: в определенной степени родство с представителями юридической профессии должно иметь некоторые ограничения для судьи, однако отказ в назначении на должность только по этому основанию не соответствует Конституции, - сказала "РГ" вице-президент Федеральной палаты адвокатов России Ольга Руденко. - Важна безукоризненная репутация претендента на должность судьи и высокий профессионализм. К тому же процессуальное законодательство устанавливает обстоятельства, исключающие участие в судопроизводстве. Есть и этическая сторона: жена-адвокат не должна вести дела в том же суде, где работает ее муж-судья. Но в целом, на мой взгляд, вопрос должен решаться не запретами. Помимо безупречной профессиональной репутации, мне кажется, необходимо поднять возрастной ценз для судьи. В 25 лет можно иметь прекрасное образование и даже ученую степень, но опыта практического и житейского недостаточно, чтобы иметь право судить".