По расчетам минэкономразвития, в 2014 году уровень бедности в стране составит 12,5% или почти 18 млн человек от общей численности населения. Данные Росстата говорят о том, что в 2013 году в России зарплату меньше 5 тысяч рублей получали 312,7 тысячи человек. Доход ниже МРОТ (при МРОТ в размере 5205 руб.) получали 4,5% работников предприятий связи, 3,6% - сельского хозяйства, 2,2% - сферы образования, 1,4% - здравоохранения. Еще у 822 тыс. человек зарплата составила в среднем 5408 руб. При этом порог бедности в нашей стране находится на уровне 10-11 тыс. руб. на работающего члена семьи.
В стране стабильно растет дифференциация между заработной платой руководителя и работников учреждения. В некоторых случаях доход самого высокооплачиваемого и самого низкооплачиваемого специалиста различается в 60 раз. Зарплата руководителей и топ-менеджеров в России может превышать заработок подчиненных в 10-15 раз, в то время как в Европе и Америке эта вилка составляет всего 3-3,5 раза. Объективные причины, которыми объясняется столь сильная разница оплаты труда в России, отсутствуют. Поэтому минтруд намерен в 2015 году устранить эту несправедливость. "Были приняты решения на уровне правительства и субъектов РФ по введению ограничений между размером заработной платы руководителей и средней заработной платы в организациях", - сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин. По словам чиновника, ограничение зарплаты руководителей в зависимости от оплаты труда подчиненных должно быть установлено не только для руководителя организации, но также для его заместителей и главного бухгалтера. К примеру, для регионов такое соотношение не должно превышать соотношения 1 к 4. Ограничение вносит прямую зависимость окладов друг от друга, поэтому если руководитель хочет получать больше, больше должны получать и его подчиненные.
Другое дело, что ограничение планируется установить для государственных организаций и учреждений бюджетной сферы. Впрочем, даже в таком виде решение может серьезно отразиться на рынке труда, в частности повысить конкурентоспособность бюджетных вакансий. "Есть вероятность, что при сокращении разрыва в оплате труда, на работу и развитие карьеры в бюджетных организациях обратят внимание профессионалы, которых сегодня отпугивает низкий уровень компенсаций", - считает Татьяна Долякова, генеральный директор рекрутингового агентства Penny Lane Personnel.
Сегодня есть и другие предложения, направленные на сокращение разрыва дохода руководителей и сотрудников организаций, в том числе и коммерческих. Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект с поправками в ст. 130 Трудового кодекса. Документ привязывает заработок сотрудника к МРОТ. "Размер тарифной ставки первого разряда, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада) работника, базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не может быть ниже минимального размера оплаты труда", - говорится в документе.
Так как порядок предлагается и для коммерческих структур, некоторые эксперты отмечают, что это прямое вмешательство в саморегулируемый процесс формирования зарплат рынком труда. "В частном бизнесе размер зарплат диктуется ситуацией на рынке труда. Будет большой ошибкой пытаться как-то зарегулировать на законодательном уровне максимальную разницу в зарплатах между сотрудниками, потому что в крупных компаниях у людей совершенно разный уровень ответственности, компетенций и обязанностей. Что касается госкомпаний и государственных учреждений, то там государство и так контролирует зарплаты всех сотрудников, включая топ-менеджеров, поэтому каких-то дополнительных законов совершенно не нужно", - уверен Глеб Лебедев, директор по исследованиям HeadHunter.
Однако в пояснительной записке депутаты резонно замечают, что законы рынка приводят к сверхнизким зарплатам и ущемлению интересов сотрудников. Причем процесс этот свойствен как коммерческой, так и государственной сфере в равной степени. "Сейчас работодатели самостоятельно определяют размер оплаты труда (ставок, окладов) и стимулирующих выплат. Несмотря на то что в соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК в трудовой договор обязательно должны быть включены условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, на практике часто встречаются случаи, когда в трудовом договоре прописывается только оклад, причем в минимальном размере заработной платы. Выплаты к зарплате осуществляются в виде надбавок, доплат, премий по приказу. В этом случае при возникновении кризисной ситуации в организации работодатель продолжит выплачивать только оклад по трудовому договору", - говорится в пояснительной записке к документу.
В итоге такой механизм формирования дохода похож на зарплату "в конверте". То есть при минимальном официальном заработке выплата премий и поощрений находится полностью во власти руководителя. Он единолично определяет размер дохода сотрудника.
Снижение влияния начальника на ежемесячный доход сотрудника положительная инициатива для большинства наемных работников. Вот только законопроект не прописывает ни ее реализацию, ни ответственность за нарушение установленных правил. К тому же размер зарплаты выше МРОТ не является гарантией достойного заработка, а механизмы по обязательному включению премий, стимулирующих выплат и надбавок в трудовой договор проектом не предусмотрены.