О том, как проходила подготовка к экомарафону и тех проблемах, с которыми столкнулась команда, российским журналистам, которые присутствовали на экомарафоне, рассказал проректор МАДИ по международным связям Андрей Ременцов.
По его словам, одна из главных трудностей, из-за которой пока нет возможности показывать достойные результаты, это недофинансирование. "В Германии, например, очень хорошо спонсируют такие проекты. Бюджет немецкой команды составляет 50 тысяч евро, у нас же, в России, - в 3-3,5 раза меньше", - сокрушается он.
И тем не менее даже с такими финансовыми показателями удается достичь весьма неплохих результатов. Так, например, в этом году команда МАДИ выступала в категории "Прототипы".
Всего, кстати, в экомарафоне две категории. Если "прототипы" - это совершенно фантастического вида машины в виде приземистых "капель", где пилот буквально лежит на земле, то "городские концепты" уже более-менее похожи на настоящие автомобили. Ребята из МАДИ получили приз за решительность в достижении целей мероприятия - сертификат на 1500 евро. К сожалению, во время соревнований в их машину въехал автомобиль из Нигерии, и обоим пришлось сойти с дистанции. Тем не менее соревнования подтвердили возможность автомобиля МАДИ проехать на 1 литре бензина 450 км.
В то же время ожидания были гораздо более амбициозные. "Ребята из МАДИ планируют проехать на литре 550 километров. Конечно, это приблизительные расчеты - на продувку макета в аэродинамической трубе денег у проекта нет. Но математика и более-менее приблизительные прикидки говорят о таком рубеже", - рассказывал накануне Андрей Ременцов.
Проректор МАДИ поделился и "кулуарными" новостями с экомарафона. По его словам, студенты остаются вне политики и в боксах команд царит только атмосфера дружбы и взаимопомощи. "Вот, например, с харьковской командой у наших ребят великолепные отношения. Украинские студенты даже у нас огнетушитель брали взаймы, чтобы без проблем пройти регистрацию", - рассказал он.
Рассказал Андрей Ременцов и о нюансах подготовки к соревнованиям. Ребят поспрашивать нам не удалось. Конечно, мы посетили боксы, где они готовили прототип к выезду и технической комиссии. Но мешать им своими вопросами было бы слишком некультурно. Времени оставалось мало, а дел команде надо было сделать еще очень и очень много. Поэтому в результате мы пожелали студентам удачи и отправились узнавать последние новости у проректора МАДИ.
Он, в частности, объяснил, почему у его команды практически нет свободного времени на интервью. "Вечером до стартов все команды проходят техническую комиссию. При этом уже были определенные замечания, например, судьи обратили внимание, что аккумулятор установлен не там, где это необходимо", - рассказал Андрей Ременцов. И добавил в ответ на наши вопросы, что регламент, конечно, есть. В нем четко прописаны все технические требования, которым должен удовлетворять городской концепт или прототип. Регламент находится в "свободном доступе", это довольно объемный документ, который можно "скачать из Интернета". Но есть нюанс, продолжает проректор: всякие разные мелкие моменты, которым может не удовлетворять собранный автомобиль, часто узнаешь как раз во время технической комиссии. И это не только у российской команды, практически у всех команд на первой технической комиссии наблюдаются те или иные расхождения с требованиями.
"В этом году, например, управляемое колесо должно находиться сзади. Однако такое требование будет последний раз, в следующем году заднее уже должно быть жестко закреплено. А вообще на 40-50 процентов меняются требования от года к году", - рассказал он. Не меняются год от года лишь габариты, вес, жесткость конструкции. Очень строгие требования к безопасности. В машине необходим огнетушитель весом не менее 1,5 килограммов, а для пилота обязателен несгораемый комбинезон.
Жесткость конструкции, кстати, - достаточно серьезное требование. "В Роттердаме трасса городская и не на всех участках приспособлена к таким машинам, которые выступают на экомарафоне. Иногда во время заезда они и на днище садятся. Или цепляют днищем за асфальт, нагружая конструкцию", - вспомнил Андрей Ременцов.
Соревнования только завершились, но у команды уже есть планы на следующий год.
Это будет абсолютно новый прототип, поскольку с задним управляющим колесом со следующего года уже нельзя будет выступать на экомарафоне, поделился с "РГ" капитан команды МАДИ Андрей Сотсков. "Двигатель на машине планируем оставлять тот же, но доработки шасси, например, будут. Будем думать и над совершенствованием ряда других агрегатов", - рассказал он.
В общем, машину нужно будет строить практически с нуля. И основной проблемой продолжают оставаться деньги. "Сказать, дороже будет следующий прототип или дешевле, пока сложно. Если финансирование позволит, то можно будет сделать титановый подрамник для двигателя и углепластиковый несущий кузов", - считает Андрей Сотсков.
Справка "РГ"
Экомарафон Shell - международный студенческий конкурс, предоставляющий полигон для испытаний автомобилей, которые команды из университетов всего мира конструируют и строят самостоятельно. Ежегодно экомарафон в сотрудничестве с Энергетической лабораторией Shell и Форумом Powering Progress Together привлекает тысячи посетителей и дает импульс проведению дебатов о будущем энергетики и транспорта. Конкурс проходит в трех регионах - Европе, Америке и Азии. В экомарафоне участвуют будущие инженеры и ученые в возрасте от 16 до 25 лет из примерно 27 стран. Они состязаются на автомобилях собственной конструкции и сборки.