Как выяснили социологи ФОМ, лишь четверо россиян из каждых ста не знают, как сейчас проходят выпускные и вступительные испытания для вчерашних школьников. Остальные осведомлены о порядке проведения ЕГЭ в деталях (78%) или хотя бы в общих чертах (16%). Но эти сведения не слишком-то радуют. Меньше четверти граждан (23%) одобряют такой порядок проверки знаний выпускников, а половина (49%) - нет. За последние девять лет ЕГЭ так и не завоевал общих симпатий (в 2007 г. его не одобряли 23%, в 2009-м - уже вдвое больше). Правда, по сравнению с прошлым годом число недовольных снизилось на 7 процентных пунктов. Тоже, надо сказать, завоевание. Наиболее спокойно к единому госэкзамену относятся сами выпускники - среди них больше трети (36%) настроены положительно, 45% - негативно. Кто недоволен, так это старшее поколение.
Россияне считают, что прежняя система позволяла более объективно оценить знания ребят (таково мнение 66% опрошенных). И только треть (31%) полагает, что введение единых стандартов облегчило абитуриентам процесс поступления в вуз. Лишь 7% уверены, что ЕГЭ смог сработать против коррупции, 34% думают, что ничего в этом смысле не изменилось, а 28% - что ситуация лишь ухудшилась.
В обществе вызвали одобрение последние новшества, предложенные минобрнауки. Например, то, что количество тестовых заданий в ЕГЭ будет уменьшено, а число задач на самостоятельность мышления увеличится. 44% только за то, чтобы не выбирать ответы методом "тыка и галочки" (51% тех, у кого есть родственники - выпускники школ, инициативу министерства одобрили обеими руками). Родители хотят, чтобы дети не просто получили заветные баллы, но и "научились мыслить", не зубрили школьные предметы, а повышали уровень своих знаний, смогли раскрыть свои творческие способности. Немаловажно и снять излишний стресс, снизить эмоциональную нагрузку во время экзамена.
46% россиян одобрили идею ввести на ЕГЭ по гуманитарным предметам устную часть (среди родственников выпускников - 53%). Аргументы те же - оценка станет более объективной, ребята научатся лучше формулировать свои мысли, личный контакт с экзаменатором явно лучше, чем с листком бумаги, заполненным дрожащей от волнения рукой.
По данным другой социологической службы - исследовательского центра портала Superjob, выпускники сейчас почти вдвое чаще, чем, например, в 2011 году, поступают после школы не в университет или институт, а колледж или техникум. В средних специальных учебных заведениях можно получить сейчас не только профессию, но и льготы для экзаменов в вуз. "Получение технического образования, затем институт", - поясняли респонденты планы своих детей. Правда, выбор профессии в ранней юности - дело сложное. Как показывают опросы того же социологического центра, лишь 9% экономически активных россиян стали именно теми, кем мечтали быть в детстве. Упорнее других шли к цели врачи (56% осуществили свои планы), учителя (32%) и юристы (21%).