04.06.2014 19:29
    Поделиться

    В Екатеринбурге обсудили кооперацию крупного и малого бизнеса

    Российские промышленники предложили ввести в деловой и юридический обиход понятие корпоративно-частного партнерства. В данном случае сторонами договора будут выступать не государство и бизнес, как при ГЧП, а крупные холдинги и малые предприниматели.

    Термин субконтрактация (кооперация крупного и малого производственного бизнеса) пришел в Россию 10 лет назад, но, к сожалению, до сих пор так и не стал повседневной практикой, констатировали участники XIV всероссийской конференции малых и средних предприятий, состоявшейся в Екатеринбурге по инициативе Торгово-промышленной палаты РФ. Если в странах с развитой экономикой на долю малого инновационного и производственного бизнеса приходится до 50 процентов от реализации высокотехнологичной продукции, то у нас МСБ представлен преимущественно торговлей, общепитом и сферой услуг. На долю обрабатывающих предприятий, по данным ТПП РФ, приходится чуть более 9 процентов от 4,6 миллиона действующих субъектов предпринимательства.

    - Государство прилагает все усилия для развития этого сектора, поддерживая МИПы, экспортеров, импортозамещение. С 2015 года обещаны налоговые каникулы - обнуление ставок для вновь зарегистрированных ИП в производственной и инновационной сферах, - подчеркивает президент ТПП РФ Сергей Катырин.

    По мнению участников конференции, крупному бизнесу зачастую невыгодно работать с "малышами", которые не платят НДС, не всегда могут гарантировать стабильное качество продукции. С другой стороны, заказчики, пользуясь доминирующим положением на рынке, задерживают платежи, что не позволяет партнерам прогнозировать доходы и расходы, брать инвестиционные кредиты на модернизацию мощностей. Особенно ярко это проявляется в Уральском регионе, где металлургические гиганты сейчас находятся в непростой ситуации и пытаются нарастить денежную массу за счет поставщиков. Тем самым флагманы региональной экономики становятся тормозом для развития производственного малого бизнеса.

    Но главная причина непопулярности субконтрактации, по мнению участников рынка, в отсутствии традиций сотрудничества между малым и крупным бизнесом.

    - Многие заводы получили в наследство от советской экономики, по сути, натуральное хозяйство. Попытка вырвать из технологической цепочки какое-то звено и отдать на аутсорсинг вызывает у руководителей психологическое сопротивление, - рассуждает Валерий Платонов, председатель комитета ТПП РФ по промышленному развитию.

    В Европе, утверждает эксперт, материально-техническое обеспечение промпредприятий выстроено принципиально иначе. Заказчик старается иметь не менее трех поставщиков на каждый вид комплектующих. Один из них является главным и обеспечивает до 70 процентов заказа. Второй - 20-25 процентов. Доля третьего мизерна, но тем не менее его поддерживают на плаву договором ради минимизации аутсорсинговых рисков. В России подобная структура сразу же вызовет подозрения, начнутся поиски скрытых мотивов: в чьих интересах действуют юрлица? Может, проще создать аффилированную компанию и передать заказ ей?

    - К сожалению, часть директоров смотрит на малых предпринимателей пренебрежительно, считает их прохвостами. Перекосы имеют место, не будем скрывать, но не стоит через эту призму воспринимать всю кооперацию. Необходимо формировать культуру взаимодействия малого и крупного производственного бизнеса, - подчеркивает Валерий Платонов.

    Одно из ключевых понятий субконтрактации - поиск компромисса. То же корпоративно-частное партнерство позволяет минимизировать риски участников и одновременно сформировать уверенность друг в друге. Подобный эксперимент, в частности, был проведен на Челябинском тракторном заводе, где одному из постоянных заказчиков отливок предложили установить формовочную линию "под себя". Предприятие предоставило для этих целей свободные площади и доступ к энергосетям.

    Предприниматель на заемные средства приобрел дорогостоящее оборудование и смонтировал его. Согласно договору эксплуатировал линию завод, но 50 процентов продукции на этом участке выполнялось по заказам партнера, порядок ценообразования был согласован отдельно. Проект оказался настолько интересным, что потянул за собой ряд других.

    Самый простой способ активизации кооперационных связей - проведение бирж в формате b2b, где заказчик лично встречается с поставщиками. В России с 2004 года организацией подобных мероприятий занимается НП "Национальное партнерство развития субконтрактации" в лице 25-ти региональных центров, в том числе среднеуральского (в 2014 году запланировано провести пять бирж. - Прим. ред.). Однако ни они, ни областная программа кооперации не дают должного эффекта, считают бизнесмены.

    - Малых предприятий, способных удовлетворить спрос крупного бизнеса, на Урале очень много. Но даже если на бирже состоялся контакт с генеральным директором и получено принципиальное согласие, то на уровне исполнителей в 80 процентах случаев информация теряется. В основном на аутсорсинг отдают заказы вынужденно, когда не могут выполнить работу собственными силами или столкнулись с какой-то технической проблемой, - считает директор "Центра развития промышленных инноваций" из Челябинска Станислав Твердохлеб.

    С его точки зрения, проблему неплатежей в рамках кооперации можно решить путем создания координационных советов при правительствах субъектов РФ. Если власти хотят, чтобы цепочка формирования добавленной стоимости выстраивалась внутри региона, без административного регулирования не обойтись. Также необходимо содействие субъекта РФ в организации доступа МСБ к военной приемке. Аттестованные в минобороны лаборатории и специалисты есть только на крупных предприятиях ОПК, но никто не хочет взваливать на себя лишнюю работу.

    Неплохим средством связи между крупными предприятиями и малым бизнесом могли бы также стать выездные ярмарки услуг МСБ. Одну из ближайших участники конференции предложили провести на Уралвагонзаводе.

    - Одно дело - встреча с бумагами в руках, совсем другое - посещение производства, возможность напрямую пообщаться с технологами, инженерами. Я знаю, как тяжело решаются вопросы в холдингах и корпорациях, если УТПП возьмет на себя организацию подобных ярмарок, диалог с крупным бизнесом станет более эффективным. У палаты больше лоббистских возможностей, в ее рядах много крупных предприятий, - считает Олег, директор малой производственной компании из Екатеринбурга.

    Еще одно предложение прозвучало от представителей администрации Каменска-Уральского. Этот город готов выступить в качестве пилотной площадки по отработке механизмов внутримуниципальной промкооперации. Уже создана профильная рабочая группа, готовится городской реестр субъектов кооперации.

    - В рамках программы поддержки моногородов с 2009 года было создано 150 малых предприятий, которые получили гранты на развитие. Наблюдение за ними в течение трех лет показало, что компании, которые вызвались помогать крупному бизнесу, в 9 случаях из 10 безуспешно бьются о стену в лице корпоративных поставщиков. Им необходима помощь, - раскрывает ситуацию президент ГК "Промэнерго" Владимир Воронов.

    мнение

    Александр Петров, заместитель председателя правительства Свердловской области:

    - Средний Урал - старопромышленный регион. Тем не менее сегодня мы ориентируемся на развитие новых направлений: медицинские технологии, биотехнологии, электроника, элементная база. Есть масса положительных примеров, когда малые предприятия задают тон в этих отраслях и начинают влиять на экономику области в целом.

    Надеюсь, в текущем году все-таки будет принят федеральный закон о промышленной политике, в котором должна быть хорошо продуманная система взаимодействия малых, средних и крупных предприятий. То, что сейчас предлагает минэкономразвития, - создавать производственный МСБ путем выделения из крупных корпораций, приведет лишь к новым цифрам в отчетах, а не к реальному развитию малого предпринимательства.

    Поделиться