В Тюмени начали обучать собак-терапевтов

Тюменским детям-инвалидам помогают вернуться к полноценной жизни специально подготовленные собаки. Сейчас инициаторы проекта ищут волонтеров, которые согласились бы пройти со своими питомцами курс обучения и впоследствии заниматься с особыми пациентами.

Вслед за "солнечным псом"

Развивать канистерапию, а именно так лечение собаками именуется на научном языке, в Тюмени начали благодаря шестилетнему Андрюше и его маме Елене Гороховой. В прошлом году, будучи на реабилитации в одной из московских клиник, они побывали в центре "Солнечный пес", который десять лет назад организовала удивительная женщина Татьяна Любимова.

Старший сын Любимовых тяжело болел. И первую собаку - голден ретривера Олли - в семье завели ради спасения мальчика. Но справиться с недугом не удалось. Тем не менее после смерти сына, несмотря на двоих здоровых детей, Любимовы не отгородились от мира инвалидов и занялись канистерапией. Иконописец по профессии, Татьяна получила второе образование - педагога-дефектолога - и вот уже много лет бесплатно помогает детям с ДЦП, синдромом Дауна и таким, как Андрейка, аутистам, живущим в своем мире.

После знакомства с "Солнечным псом" Гороховы просто влюбились в собак. Но тот момент Андрюше было пять лет, и он практически не говорил. После первых же занятий мальчик начал повторять звуки, слова. По возвращении домой Гороховы взяли голден ретривера Зару и стали искать в Тюмени единомышленников. В клубе "Собачья радость" Елена познакомилась со своей тезкой кинологом Еленой Ермаковой, которую очень заинтересовала идея канистерапии. Теперь Ермакова обучает этой методике других.

Лечебные косички

Главное, что должна уметь собака-терапевт, - это слушаться, а еще подносить предметы, причем делать это исключительно по команде. И отдавать предмет не сразу. При общении с ребенком, у которого ДЦП, к примеру, очень важно, чтобы малыш сначала сам дотянулся до игрушки, напряг мышцы, поясняют инструкторы.

Оказалось, собака является очень сильным мотиватором для особых детей. Специалисты из Екатеринбурга, у которых сейчас учатся тюменцы, рассказывают случай, когда к ним принесли на занятия девочку с детским церебральным параличом. Ребенок, прежде не способный даже сидеть без опоры, настолько захотел играть с собакой, что дополз до нее, встал на ножки и с помощью мамы начал ходить.

Не меньшее влияние четвероногие оказывают и на детей с задержкой речевого развития.

- Мы просим малыша дать собаке команду, поздороваться или попрощаться с ней. Убеждаем ребенка, что, если слова прозвучат громко и четко, животное послушается, а если во рту будет "каша" - собака его просто не поймет. И ребенок старается, ему интересно такое общение, - говорит Елена Ермакова.

А еще из собак получаются замечательные релаксаторы. Они способны стать покорными мохнатыми "ковриками", на которых можно поваляться, и даже выступить в роли массажистов. Пытаясь взять из рук корм, пес непроизвольно переступает лапами по телу ребенка, тем самым массируя его. Ребенок расслабляется, у него снимаются мышечные зажимы. Здорово, говорят специалисты, когда у животного еще и длинная шерсть. С такой собакой легко проводить занятия по развитию мелкой моторики - расчесывать, завязывать бантики, делать хвостики или цеплять прищепки.

Экзамен на профпригодность

Эксперты отмечают, что терапевтом может быть практически любая собака, даже дворняжка. Главное, чтобы она была дружелюбной и слушалась независимо от ситуации - когда вокруг нее бегают, прыгают, кричат, дергают за лапы.

- Сначала животное надо протестировать. Пока проводить отбор нам помогают коллеги из Екатеринбурга. Они определяют, сможет ли претендент работать с детьми и с какими именно. После этого начинается обучение, - поясняет Елена Ермакова.

У собаки формируют необходимые навыки, но главное - ее учат терпеть, причем даже самых неуравновешенных пациентов. После чего "ученик" сдает экзамен. Испытание должно подтвердить, что собака безопасна для людей, даже когда испытывает сильный стресс.

Безусловно, канистерапия не панацея - это всего лишь один из способов помочь ребенку. Но то, что он эффективен, доказано на практике. Тот же Андрюша Горохов сперва даже не обращал внимания на инструктора. Сейчас он куда охотнее идет на контакт, говорит "пока", берет за руку. Может даже подойти и что-то спросить. А с Зарой они и вовсе теперь самые близкие друзья: наперегонки бегают в парке, играют в мяч, вместе складывают кубики.

Нужны волонтеры

Достижения есть и у других ребят. Помимо Андрея на занятия к четвероногим докторам ходят еще два мальчика. Взять больше детей пока нет возможности, хотя желающих достаточно. Самое сложное - найти волонтеров, говорит Елена Ермакова. Поначалу многие загорелись, но, поняв, что на регулярные тренировки и последующие занятия потребуется немало времени и средств, отказались от участия в проекте. Сейчас с особыми детьми в клубе занимаются всего три собаки, одна из них - из семьи Гороховых.

Дело в том, объясняют специалисты, что одна собака может работать терапевтом не больше часа в день. Для ребенка занятие не столь утомительно, поскольку проходит в игровой форме, а вот животное очень устает. После часового общения собака отдыхает целый день.

Есть и другая проблема - отсутствие отдельного помещения. Реабилитация проводится в общем зале клуба - там же, где дрессируются остальные собаки. Из-за постоянного потока посетителей обеспечить необходимую чистоту не получается, а для канистерапии это важно, ведь занятия, как правило, проводятся на полу.

Вообще, зал есть, но его сначала нужно отремонтировать. Организаторы очень надеются, что кто-то откликнется и поможет в этом.

По идее, общаться с собачками можно и дома. Однако специалисты уверяют: пользы в таком случае будет куда меньше. Каждый выход в свет для особых детей, особенно с ДЦП, - это праздник. Более того, у ребенка появляется огромный стимул - самому одеться, застегнуть пуговки, надеть ботинки.Малыш делает все это с большим желанием, ведь он идет к собаке! А каждая самостоятельно застегнутая пуговица или завязанный шнурок - огромная работа над собой, а значит, еще один шажок на пути преодоления недуга.

Взгляд профессионала

Большинство медиков к канистерапии пока относится с недоверием, предпочитая лечить традиционными способами. Но тюменцам в этом плане повезло. Сопровождать проект согласилась одна из ведущих клинических психологов города Ольга Калиниченко, которая уже не первый год организует бесплатные курсы для семей, воспитывающих детей-аутистов, а также волонтеров, которые желают помогать таким ребятишкам.

Ольга Анатольевна признается, что, несмотря на большой опыт работы, о собаках-докторах узнала недавно, но с удовольствием готова помогать. Планируется, что она будет периодически присутствовать на занятиях и отслеживать терапевтическую динамику у каждого ребенка. Кроме того, на нее возложена главная задача - сориентировать кинолога-инструктора, над чем именно нужно поработать, к какому результату прийти.

- На мой взгляд, канистерапию необходимо развивать. Она способствует формированию психических функций у особых деток, повышению мотивации. Мне как профессионалу очень интересен этот проект. Всегда хочется сделать что-то еще, как-то помочь. Тем более что метод эмоционально позитивный, занятия доставляют удовольствие и детям, и родителям, и специалистам, - говорит Ольга Калиниченко.

Кстати

Большую востребованность у детей-аутистов в последнее время получила дельфинотерапия. Уже много лет юные тюменцы ездят на лечение к дельфинам в Крым. Затраты на этот вид реабилитации для многих семей непосильны (двухнедельный курс стоит в среднем 50 тысяч рублей), поэтому в регионе запустили благотворительный проект "Морские ангелы" - деньги на лечение малышей собирают общественники. Планируется, что этим летом благодаря неравнодушным людям к дельфинам съездят десять тюменских ребятишек.

контакт

Кинологический центр "Собачья радость": г. Тюмень, Червишевский тракт, 5а. Тел. (3452) 26-42-05.

Тюменская региональная некоммерческая организация "Открой мне мир": тел. (3452) 61-04-47.

E-mail: msuvor@mail.ru