В ГД внесен законопроект о ратификации Конвенции о налоговой помощи

Государство готовит наступление на трансграничные схемы налоговой минимизации крупного бизнеса и вооружает Федеральную налоговую службу (ФНС) все более внушительным арсеналом средств борьбы с деофшоризацией.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Теперь некоторые россияне несколько раз подумают, прежде чем создавать офшорные компании в Белизе, Гернси, Джерси, на острове Мен, Британских виргинских островах, Кайманах, Курасао, Гибралатаре и Лихтенштейне.

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам появилась на свет в 1988 году. К настоящему моменту ее подписали около 70 государств, для 39 из которых она вступила в силу.

Россия долго не могла стать подписантом и участником этого документа. Несколько лет назад наша страна уже планировала присоединиться к этому международному соглашению, но депутаты тогда посчитали нецелесообразным такое присоединение из-за дополнительных бюджетных расходов.

Ведь визиты зарубежных коллег ФНС и проведение совместной с ними работы влечет дополнительные бытовые и административные расходы, которые должны оправдываться размерами сумм налогов, которые потенциально могут быть взысканы.

Конвенцию Россия все-таки подписала в 2011 году. И вот наконец-то пришло время стать ее полноправным участником. Это дает России право оказывать другим государствам-участникам административную помощь в обмене налоговой информацией и получать аналогичную подмогу с их стороны. Конвенция также содержит положение о помощи в сборе налоговой задолженности на территории стран-участниц конвенции.

Среди стран-участниц конвенции есть страны, в которых зарегистрированы компании-должники российского бюджета, говорится в пояснительной записке. К таким странам относятся Канада, Турция, США, Польша, Великобритания. Наибольшее количество юридических лиц-должников перед РФ находится в Великобритании (449 юридических лиц) и в США (417). Следом идут Германия (242) и Турция (226).

Логика такого "рейтинга" понятна - США и Великобритания занимают первые места потому, что российский бизнес предпочитает выводить активы и средства в страны с англо-саксонским правом. А Германия и Турция являются нашими крупнейшими внешнеторговыми партнерами.

Кроме того, согласно представленной в пояснительной записке статистике, суммарная задолженность юридических лиц перед российским бюджетом в Канаде составляет 1,38 миллиарда рублей, в Турции - 1,22 миллиарда, в США - 1,1 миллиарда рублей. В других странах суммы задолженности ниже.

Присоединение к конвенции предоставляет потенциальную возможность вернуть часть этой задолженности в бюджетную систему России, говорится в пояснительной записке.
Заключение такого соглашения выгодно для ФНС, потому что теперь со многими государствами не придется заключать соглашения об обмене налоговой информацией, объяснил "РГ" кандидат юридических наук, бывший сотрудник налоговой службы Александр Захаров.

Инспекторы смогут посетить своих зарубежных коллег и провести с ними совместные контрольные мероприятия в отношении "особенных" иностранных компаний. При этом расходы ФНС на командировки своих сотрудников с этой целью должны быть оправданы и потенциально компенсированы суммами возможных налоговых взысканий. Между тем, в новейшей истории действовать по такой схеме удавалось лишь Службе внутренних доходов США (так называется американское налоговое ведомство).

Выездные проверки за рубеж и для российских налоговиков будут являться редкостью, говорит налоговый консультант Рустам Вахитов. Ведь национальные налоговые службы далеко не всегда рады визитам своих зарубежных коллег, поскольку это ставит под сомнение полноту суверенитета принимающей стороны.

С вхождением России в Конвенцию у инспекторов ФНС появляется возможность обмена налоговой информацией с такими налоговыми гаванями, как Белиз, Гернси, Джерси, остров Мен, Британские виргинские острова, Кайманы, Курасао, Гибралатар, и Лихтенштейн. Рустам Вахитов отмечает, что квалификации работать в иностранной обстановке у российских чиновников хватит.

По его словам, налоговая служба стала набирать на работу хороших специалистов, владеющих иностранными языками, которые способны качественно проанализировать налоговые кейсы, осложненные иностранным элементом.

"В центральном аппарате ФНС есть достаточное количество специалистов, профессиональная подготовка которых позволяет выполнять соответствующие функции. Уже сейчас известны случаи, когда профессиональные специалисты поступают на госслужбу в налоговые органы", - соглашается Александр Захаров.