05.06.2014 14:30
    Поделиться

    В Москве проходит фестиваль музеев "Интермузей"

    Первое, что видит посетитель фестиваля "Интермузей" (3-9 июня "ЦВЗ Манеж"), - это приоритетные музейные проекты.

    С одной стороны - Музей музыкальной культуры имени Глинки встречает посетителей экспозицией "Гимн России", с другой - презентация проекта виртуального Музея Нового западного искусства. Того самого музея, из-за которого в прошлом году было сломано столько копий в спорах двух уважаемых музеев - ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа. Надо полагать того самого проекта, на разработку которого министерство культуры намеревалось выделить 42,2 млн. рублей осенью 2013 года. На стенде лежат открытки - с изображением картин из коллекций Щукина и Морозова. Разумеется, среди 10 приоритетных событий - 250-летие Государственного Эрмитажа, проекты экспозиций, посвященных 100-летию Первой мировой. Таких проектов планируется аж три: в ГИМе, в Ратной палате Царского Села, в Новом Манеже.

    На стенде каждого из 220 музеев - большой монитор, который каждый музей волен использовать по своему усмотрению. Где-то - показывают фильмы о коллекции, где-то слайды. Тема музейного фестиваля этого года - "Музей в цифровую эпоху". Помимо показа виртуальных туров и музейных интернет-порталов,  на фестивале можно увидеть в действии новую технику, вроде автоматического сканера для книг… Музейщики с энтузиазмом рассказывали о семинаре, где их учили, как быстро (и бесплатно!) сделать аудиогид. С финансами у многих музеев, понятное дело, туговато.

    Тем не менее, показательно, что на фестивале представлены частные музеи. От тех, что сделаны отдельными энтузиастами (как Самарский музей фотографии "Фото-История"), до мощных корпоративных проектов. Как, например, строительство на верфи в Лахте 54-пушечного корабля "Полтава", точной копии того, что был спущен на воду в 1712 году. Пока такого рода корабельных "новоделов" - в мире три. Амбициозный проект, одним из учредителей которого стал "Газпром", начинался три года назад. Но строить обещают еще года два.

    Впервые (все-таки Год культуры) музеи не платили за место, вход также бесплатный и для зрителей. На них музеи явно рассчитывают: почти на каждом стенде - буклеты с информацией. Кто-то, не полагаясь на одни мониторы, выкладывает книги, вещи… И, надо сказать, расчет себя оправдывает.  Несмотря на нежную любовь к гаджетам, народ тянется к павлопосадским платкам, которые можно увидеть на стенде местного историко-художественного музея.

    Волонтеры в роли зазывал объясняют, где найти небольшую выставку новых поступлений в музеи России. Она на нижнем этаже. Здесь, кстати, есть что посмотреть. Тут и деревянное распятие конца XVII века, и рисунки Михаила Соколова 1920-годов, а также сделанный Петром Митуричем эскиз афиши первого вечера памяти Велимира Хлебникова. Правда, досадно, что авторы экспликации умудрились сделать ошибку… в имени поэта. Но основное пространство нижнего зала отдано компаниям, предлагающим музеям свои услуги: от производства витрин для экспозиции - до "архитектурно-художественного воплощения" музейного сценария.

    Фестиваль международный. Среди гостей выделяется  стенд уникального германо-российского музея Берлин-Карлсхорст. Там, в Карлсхорсте, в здании офицерского клуба инженерно-саперного училища, генерал-фельдмаршал Кейтель в ночь на 9 мая 1945-го подписал Акт о безоговорочной капитуляции. Именно этот музей создал единую базу данных о всех местах воинских захоронений в Германии российских и советских граждан во время Первой и Второй мировой войн. Но главным образом западные участники представлены на семинарах для профи, которые идут каждый день.

    Прямая речь

    Зельфира Трегулова, гендиректор музейно-выставочного центра РОСИЗО:

    - Нашей задачей было сделать событие. Событие, важное для музейщиков. Событие современное, яркое, сильное. Мы хотели сделать фестиваль современного европейского уровня. Первый раз экспозиция состоит не из стандартных выставочных модулей, она строилась как оригинальный архитектурный проект. Архитектором был  Фатали Талыбов.

    Второе, что было для нас важно, - выстроить интересную деловую программу. У нас, действительно, вполне звездный состав выступающих. К нам приезжает Мартин Рот, харизматичный директор Музея Виктории и Альберта. Приезжает Ян Блечфорд, директор Музея науки в Лондоне, где осенью будет проходить выставка "Космонавты. Рождение космической эры" - яркий и важный проект перекрестного года Россия и Великобритании. Приезжает из Испании исполнительный директор Фонда развития Музея Дали - Хуан  М. Севильяно. Он расскажет, как в течение нескольких лет им удалось превратить четыре  музея Дали в Каталонии в невероятно посещаемое место. Будут представители музея МоМА, Метрополитен, музея Стеделийк (в прошлом году он получил европейскую премию за лучший музейный сайт, голландцы расскажут об использовании мультимедийных и цифровых технологий). Приезжают музейщики из Франции, Венгрии, Израиля, Германии…

    Конечно, мы рассчитываем не только на профи, а будем рады самому широкому кругу зрителей. На "Интермузее" есть что посмотреть, узнать и даже купить. У нас работает большой магазин, сделанный вместе с центром современного искусства "Гараж".  Главная задача, конечно, чтобы люди поняли, что современный музей - это не традиционная организация, которая перестает быть интересной для современного человека. Наоборот, это место, где живет не только прошлое, но и современность.

    Поделиться