05.06.2014 06:24
    Поделиться

    Эксперты: Дальний Восток нуждается в общей идее развития

    Минвостокразвития должно к 5 июня определить критерии территорий опережающего социально-экономического развития (ТОР) и установить перечень последних. Об уже существующих конкурентных точках роста региона, а также о проблемах, связанных с поиском новых, "РГ" рассказали представители науки и бизнес-кругов Дальнего Востока.

    Вадим Заусаев, директор Дальневосточного НИИ рынка, Хабаровск:

    - Нулевые годы для Дальнего Востока характеризовались серьезными крупными проектами. Многие из них реализованы (например, ВСТО, завод СПГ на Сахалине), многие - в стадии выполнения (космодром "Восточный"). Все это обнадеживает. Но не могу не заметить, что акцент сделан на коммерческие проекты. На первый взгляд - это правильно. Между тем Дальний Восток не может развиваться на сугубо коммерческих принципах. Это ведет, как показали 1990-е годы, к усилению сырьевой и экспортной специализациям по первичным переделам, в конечном счете оборачивается снижением инновационно-производственного потенциала и потерей населения.

    Пример. Выход ВСТО на Находку - казалось бы, правильное решение, грандиозный проект. Но если задуматься, то очень и очень спорный. На Дальнем Востоке, если мы говорим о решении практических задач, необходимо формировать не конкурентные с точки зрения использования местной рабочей силы точки роста, а новые. Такой точкой роста мог бы стать порт Де-Кастри в Хабаровском крае. Тут и надо было размещать выход ВСТО к Тихому океану. Здесь формируется мощный перегрузочный нефтяной терминал, и в последующем можно было бы разместить перерабатывающие производства - даже химическое и нефтехимическое. Эти производства - экологически грязные. В Находке они создают мощную конкурентную среду естественным отраслям - рыбной промышленности, туризму, аквакультуре, транспорту. Получается, что сугубо коммерческий подход с точки зрения геостратегии оказался неправильным. Меня беспокоит, что подобные проекты на Дальнем Востоке не единичны. Взять хотя бы газохимию. Принято решение развивать эту отрасль в Приморском крае. И, на мой взгляд, решение тоже спорное. Повторяю: нефтепереработка и газохимия конкурентны аквакультуре и туризму. Размещать эти производства надо в Хабаровском крае и на Сахалине.

    Другой пример - переход на Сахалин. С коммерческой точки зрения, совершенно неэффективная идея, но с точки зрения геостратегии - напротив. Сахалинская область стоит перед возможностью тесного сотрудничества с Японией. Все это в конечном итоге дало бы толчок развитию Нижнего Приамурья, которое находится сегодня в незавидном положении.

    Еще один пример недальновидного решения прошлых лет. В Хабаровском крае в сложном положении оказалась деревообрабатывающая промышленность. Построены современные заводы, вложены серьезные деньги. Но сырьевой-то базы нет! Экономически доступных ресурсов у нас практически не осталось. Необходимо искусственное воспроизводство. Очень важно делать грамотные, точные расчеты и бизнес-планы, учитывать завтрашние риски. Когда разрабатывали проекты предприятий переработки древесины "Аркаим", "Римбунан Хиджау", уже было ясно, что они рискованные. И тем не менее их почему-то реализовали.

    Дальше. Концепция развития Дальнего Востока, ориентированная на АТР. Это что, новая идея? Она была всегда. Сырьевая специализация тоже была всегда. Но при социализме сырьевая экспортная специализация дополнялась внутренним рынком. А сейчас заявляется, что внутренний рынок округа мал - а российский далеко. Но не очень корректно противопоставлять внешнему рынку внутренний.

    60 процентов всей заготавливаемой древесины раньше реализовывалось на Дальнем Востоке. При этом мы производили 35 миллионов кубометров против сегодняшних 12-13. Десять процентов вывозили в западном направлении страны и 30 - на экспорт. Тогда нам нужна была древесина - для домостроения, мебельного, тарного производства. А теперь не нужна?

    Те же ТОРы - да, идея хорошая. Но есть ли у нас такие подготовленные территории? А просчитаны ли они, не получится ли как с лесными проектами? Идей-то много, но когда начинаешь их раскладывать по экономическим полочкам, зачастую ничего не остается. Мое мнение - ТОРы должны быть в малом количестве. Это поможет не дискредитировать саму концепцию. Идеальные территории опережающего развития - Сахалинская область, Владивостокская агломерация.

    Владимир Членов, президент Торгово-промышленной палаты РС(Я), Якутия:

    - Над развитием Дальнего Востока сегодня работают люди, наверное, умные и грамотные, но не знающие специфику Севера. Чтобы понять ее, надо здесь пожить года два-три. А к нам то и дело едут перестройщики с готовыми концепциями, сочиненными в Москве и оттого имеющими силу, но по той же причине нереалистичными. Сколько форумов, совещаний проводится, все пытаются друг друга убедить, что будет хорошо. Потом меняется руководитель, и оказывается, что это плохо, а хорошо будет вот так.

    Все тонет в разговорах. Но дел-то нет. Сколько лет уже рассуждаем про особые пути развития округа! Где они?

    Вот передо мной разработанная правительством РФ программа развития арктической зоны. В ней нет Якутии. Очертили пять районов, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана, и решили, что это вся якутская Арктика, хотя по природно-климатическим условиям в эту зону входят 13 районов. Даже Верхоянск оказался вне Арктики. А ведь все, что не обозначено на этой карте, надолго останется вне магистральных путей развития.

    Дальний Восток не может развиваться на сугубо коммерческих принципах. Это в конечном счете оборачивается снижением инновационно-производственного потенциала

    Можно винить в этом московских чиновников, но где были наши, якутские, когда разрабатывался этот документ? Где были представители минвостокразвития?

    Вообще, при определении задач и их решении у нас часто отсутствует взаимопонимание между различными уровнями органов власти, территориями и бизнес-структурами. В Якутии, к примеру, все крупные проекты основаны на государственно-частном партнерстве. Государство в инфраструктурные объекты свою долю вкладывает исправно - это где-то 100 миллиардов рублей. А бизнес свои 400 миллиардов тратить не торопится.

    Почему застопорился наш Эльконский урановый проект? Мы уже слышали: "Фукусима" виновата, из-за атомной аварии упал спрос на уран. А может, не только в "Фукусиме" дело? Неужели, когда обосновывали проект, не учитывали влияния подобных форс-мажоров?

    И уж никак "Фукусима" не причастна к тому, что в долгий ящик отложили строительство Канкунской ГЭС, потратив кучу денег на проектно-изыскательские работы. Тут чистые просчеты и недопонимание между бизнесом и властью.

    Хотел бы отметить еще одно обстоятельство: у нас много высокооплачиваемых менеджеров, но мало реализаторов. В свое время в регионе разработали схему развития производительных сил - вполне рабочую программу, основное место в которой заняло комплексное развитие Южной Якутии. Что-то по этой программе делается (там, где выгодно крупным компаниям), но комплексного развития нет. Столицу Южной Якутии Нерюнгри сложно назвать развивающимся городом.

    Почему? Наверное, стоит посмотреть, как управляют этой программой. И мы увидим, что есть начальник, при нем несколько менеджеров, а все их рабочие рычаги - набор слайдов для демонстрации на выставках.

    К сожалению, уровень менеджмента у нас очень низок. Недавно мы ликвидировали Арктическое морское пароходство. Мы устали работать с ним в условиях постоянных скандалов. Бороться за него. И сделали вид, что оно нам больше не нужно.

    А после этого у нас побывал руководитель Хатангского Арктического пароходства - сосед из Красноярского края. Это предприятие несколько лет назад было дохлее Нюрбинской речной пристани. Я удивился, что оно еще существует, не сгинуло, подобно нашему, гораздо более крупному. А оно не только не сгинуло. Его суда сейчас работают от Арктики до Средиземного и Черного морей.

    Вот там - менеджеры. А у нас все больше любители поговорить.

    Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН:

    - Если просмотреть перечень проектов Приморского края пяти- или даже десятилетней давности, складывается, на первый взгляд, вполне радостная картинка. Ведь абсолютное большинство планов реализовано.

    Во Владивосток за пять лет вложили такие деньги, о которых раньше мы даже мечтать не могли. Построены дороги, мосты, очистные сооружения, кампус ДВФУ, гостиницы, ледовая "Фетисов арена", театр оперы и балета, многофункциональный медцентр. Модернизирован аэропорт, достраивается океанариум, развернулось строительство игорной зоны под Артемом, в процессе перехода в активную фазу проекты создания нефтехимического комплекса и завода по производству СПГ.

    Вроде можно радоваться, но, как накануне саммита АТЭС во Владивостоке, так и сейчас, когда заявлено о новом векторе развития Дальнего Востока, меня не покидает ощущение череды нескончаемых экспромтов. А то, ради чего все это затевалось: чтобы люди сюда поехали и жизнь стала меняться к лучшему, чтобы активизировались иностранные инвесторы, - этого пока не происходит. И по одной причине: сегодня мы делаем шаг вправо, а завтра влево, послезавтра - найдем еще какой-то новый вектор. А там, глядишь, и вернулись на исходные позиции. В результате те, кто наблюдает за нами со стороны, не видит долгосрочной стратегии развития региона.

    Уж сколько было программ и стратегий за последние 20 лет, сколько организационных и кадровых изменений, сколько проектов и инвестиционных решений... Но очевидно, что из простой суммы частных стратегий только случайным образом может появиться общая идея.

    Если же говорить о Дальнем Востоке, для территории в шесть миллионов квадратных километров принципиально важно, как государство распорядится этим пространством с его огромными запасами природных ресурсов, какую стратегию изберет. Новая команда минвостокразвития после недолгих размышлений взяла в качестве стратегического направления экспортно-ресурсный приоритет. Собственно, а чем регион до сих пор здесь занимался?

    При этом масштабные решения федерального центра вполне согласуются с указанными стратегическими направлениями. К ним относятся и строящийся космодром, а там и создание дальневосточного космического кластера, и судостроительная корпорация, призванная вернуть России статус морской державы, и университет на острове Русском. Но для этого нужен единый стратегический документ, условно говоря "Восточная политика России в XXI веке", в котором будут очерчены направления, приоритеты и обеспечивающие их меры государственной поддержки. Тогда сюда и инвесторы придут, и люди поедут, а там, глядишь, и всю Россию как локомотив потянем...

    Поделиться