05.06.2014 04:00
    Поделиться

    В новосибирской гимназии воспитывают патриотов России

    О необходимости духовно-нравственного воспитания детей и подростков говорят все. Из чего складывается любовь к Родине? Что такое нравственный стержень? Как уберечь детские души от чуждых и фальшивых ценностей? В новосибирской гимназии № 13 знают ответы на эти вопросы: благодаря талантливым педагогам ученики этой гимназии не просто знают, а искренне проживают значимые моменты истории нашей страны. "Для нас это стало насущной потребностью, - говорит директор гимназии Светлана Денисова. - Сохранение памяти для нас важно, как воздух".

    Свой "Бессмертный полк"

    В этом году в гимназии № 13 появилась уникальная экспозиция - "Я помню, я горжусь". На первом плане - фотографии фронтовиков. За ними - как будто за плечами - их потомки. Школьники - правнуки и правнучки героев войны. Учителя - дети, внуки. Учитель русского языка и литературы Людмила Иванова принесла фотографию дяди, который погиб на фронте, когда ему было девятнадцать.

    - Однажды, когда мы сделали портрет моего погибшего дяди из маленькой фото-графии, мама сказала: "Пусть он живыми глазами на нас посмотрит", - говорит Людмила Иванова. - И когда я обращалась к детям с просьбой принести портреты, я произнесла ту же фразу: пусть они посмотрят на нас живыми глазами, дайте им возможность пожить.

    О ком-то из погибших известно немного - фамилия, имя, год рождения и дата смерти. А кто-то из учеников даже написал трогательные строчки о своем прадеде: что он чувствовал во время первого боя. Так, история каждой семьи в отдельности, как и история всей страны, которая одержала великую Победу, в гимназии № 13, действительно, ожила. Свой "Бессмерт-ный полк" в гимназии появился раньше, чем такая же акция распространилась по многим городам России. И он будет расти: дети и учителя продолжают приносить фотографии родственников, которые в те далекие годы совершили свой жизненный подвиг.

    - Девятое мая в нашей школе, действительно, великий праздник, и к нему у нас всегда было особенное отношение, - говорит Светлана Денисова. - Торжественные митинги у мемориальной стены "Помнит мир спасенный", открытой в 1970 году и посвященной фронтовикам - учителям и выпускникам нашей школы, мы организовывали всегда, без перерывов на трудные девяностые годы. И одними из первых в городе мы присоединились к акции "Георгиевская ленточка".

    "Я почувствовал себя тем мальчиком, который летел в самолете"

    Вручения георгиевских ленточек в гимназии ждут с нетерпением. "Дайте, пожалуйста, еще и моему другу", - просит ученик. Но самое главное событие праздника Великой Победы - театрализованные постановки. Каждый год - по разным сценариям. Каждый год дети, погружаясь в ту или иную военную историю, чувствуют себя ее участниками. Проживают ее на сцене - как будто в реальности. Это одна из идей клуба "Россияне", которым долгие годы руководит Людмила Иванова.

    - Каждый год в нашем сценарии есть блок, посвященный детям войны, - рассказывает Людмила Иванова. - Однажды мы рассказывали со сцены о детях Белоруссии - о подвиге летчика Александра Мамкина, который спасал детдомовцев.

    Эта не самая известная страница Великой Отечественной войны на самом деле поразительна: в апреле 1944 года лейтенант Александр Мамкин на самолете Р-5 вывозил белорусских детей-сирот, воспитанников Полоцкого детдома, с оккупированной территории. Когда он выполнял девятый по счету рейс, самолет подбили, и пламя перекинулось в кабину пилота. Александр Мамкин отказался от возможности катапультироваться (ведь на борту - дети), буквально сгорел заживо, но смог посадить самолет, и никто из десяти детей не пострадал. "Когда я стоял на сцене, я чувствовал себя тем мальчиком, который летел в самолете", - сказал один из учеников - участников этой постановки.

    В сценариях клуба задействовано очень много живых документов - письма, дневники. Это личное - то, что трогает душу. В прошлом году в гимназии № 13 "прожили" историю блокадного Ленинграда, детей-блокадников. Съездили в Санкт-Петербург, побывали на Пискаревском кладбище и в музее блокады, посвященном тому страшному времени. В этом году на сцене другой город-герой войны - Сталинград. Вместе с учениками в постановке участвовали и учителя: прощание матери с сыном не оставило равнодушными ни зрителей, ни актеров.

    - Дети видят, что учителям это небезразлично. Что это не мероприятие для галочки, что мы живем этим, - говорит Людмила Иванова.

    "Я горжусь тем, что в нашей школе проходят такие праздники", - написал в отзыве один из учеников. А выпускники гимназии просят младших - ни в коем случае не бросать "наше дело".

    В планах гимназии - съездить с учениками в Волгоград, увидеть своими глазами места переломной Сталинградской битвы. "Волгоград важней Хургады", - замечает учитель ОБЖ, полковник запаса Юрий Шумилов. В этой короткой фразе умещается все: необходимость знать историю и передавать эти знания детям, потребность знать культуру своего великого народа и умение воспитывать патриотов.

    Живая история

    От великих событий прошлого в гимназии № 13 умело перекидывают мостик в современность. Одно из направлений духовно-патриотического воспитания в гимназии - встречи с людьми, которые сегодня пишут историю Новосибирска.

    - Прежде всего, это наши выпускники или их родители, - говорит Светлана Денисова. - Среди тех, кто окончил нашу школу, - знаменитый художник Михаил Паршиков, артист Георгий Шустер. Художник Александр Шуриц - отец нашего выпускника.

    В гости к гимназистам приходят и известные литераторы: например, писатель-фантаст Геннадий Прашкевич и автор историко-приключенческих произведений о Сибири и Новониколаевске Михаил Щукин. Новый роман "Белый фартук, белый бант" Михаила Щукина о первой новониколаевской гимназии в этом учебном году читали и обсуждали в пятых классах гимназии.

    Частые гости и прославленные новосибирские спортсмены - Александр Карелин, Анна Богалий, Ольга Вилухина.

    - Вице-чемпионка Сочи Ольга Вилухина приходит к нам неслучайно: у нас есть секция биатлона, - рассказывает Светлана Денисова. - В гимназии растет достойная смена - есть даже чемпионы области. А тренирует наших спортсменов Владимир Николаевич Серебренников, который был в судейской бригаде на Олимпиаде в Сочи.

    Но дело, конечно, не в медалях и прочих регалиях. Глубокий след в детских душах оставляют и встречи с самыми простыми людьми, которые вдруг открываются с неожиданной стороны: например, как бабушка ученицы Ксюши Спициной - Ощепкова Татьяна Петровна, которая пришла в школу вместе с целым творческим клубом поэтов Колывани.

    - У них очень искренние стихи, и после я сказала детям: вот вы думаете, что удел пожилых людей читать вам нотации, - говорит Людмила Иванова. - А может быть, они могут читать что-то другое? И, может быть, настоящая культура - не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в маленькой Колывани?

    Уроки толерантности

    Этот учебный год в гимназии № 13 ознаменовался грандиозным событием: гимназия стала организатором городского фестиваля национальных культур "Мы разные - мы дружим", а это 400 участников из разных образовательных учреждений города, конкурсы чтецов, танцоров, певцов и кулинаров, которые готовили национальные блюда. Гала-концерт фестиваля был приурочен к Всемирному дню толерантности (16 ноября), и в следующем году эта новая городская традиция будет продолжена.

    А начались "уроки толерантности" в гимназии десять лет назад: набор в один из первых классов получился многонациональным, и некоторые первоклассники плохо говорили по-русски. Учительница попыталась сдружить этих детей, воспитать уважение ко всем культурам.

    - Эта работа переросла в серьезную программу по толерантности, которой сегодня охвачена вся школа, - говорит Светлана Денисова. - Автор программы по толерантности и организатор городского фестиваля национальных культур - наш преподаватель Светлана Бобинова.

    Благодаря этой программе у нас не было ни одного конфликта на национальной почве. И на уроках, и вне их мы искренне интересуемся культурой всех народов - армянской, узбекской, таджикской. В общем-то, по-другому и быть не могло: наша школа была построена в 1936 году рядом с улицей Татарской, где изначально селились татары. Перед школой - частный сектор, где жили все национальности, в том числе огромные семьи цыган. За школой - тоже многонациональные кварталы, а тут и армяне, и таджики, и езиды, и узбеки, и киргизы. Мы давно друг друга знаем и дружим, и каждый человек в нашей гимназии чувствует себя нужным и уважаемым.

    Между тем

    Директор гимназии Светлана Денисова и ее заместитель по воспитательной работе Александр Кузнецов — выпускники этого же учебного заведения, бывшей школы № 79. Все благородные традиции они восприняли еще со школьной скамьи. А ввел их Эдуард Александрович Быков, руководивший школой в 1960—1985 годах, — воспитанник школы Макаренко, фронтовик, потерявший на войне руку.

    Выпускники школы:

    - Герой Советского Союза Евгений Габов

    - Генеральный директор Новосибирского технопарка Дмитрий Верховод

    - Заслуженный артист России Павел Шаромов


    - Директор Новосибирского метрополитена Владимир Кошкин

    - Директор по маркетингу «Xerox Россия» Алексей Плотников

    - Главный нарколог управления здравоохранения НСО Равиль Теркулов

    - Директор городского центра развития образования Олег Щербаненко

    О музее истории гимназии

    Одной из проблем воспитательного характера является проблема исторической памяти. Поэтому естественным представляется то, что одно из основных направлений в системе воспитательной работы школы занимает музей. В данном случае имеет место принцип преемственности: в 60—70-е годы в школе существовал музей А. П. Гайдара. 8 мая 2002 года был открыт музей истории гимназии. Цель работы музея — создание центра гражданского, патриотического и нравственного воспитания и развития познавательных и творческих способностей школьников.

    Школьный музей необходимо рассматривать как малую воспитательную систему, объединяющую вокруг себя различные детские самодеятельные объединения (клубы, студии, кружки и т. д.).

    Музей располагается в кабинете директора школы (с 1960-го по 1985 год) Быкова Эдуарда Александровича, педагогические принципы которого во многом определили становление и развитие воспитательной системы школы. Такое местоположение музея — не только дань памяти замечательному педагогу, но и подтверждение и развитие его педагогических идей. В непосредственной близости от помещения музея находится мемориальная стена «Помнит мир спасенный», инициатором создания которой был Э. А. Быков. Эта стена, мемориальная доска, посвященная выпускникам школы, погибшим в Чеченской республике, и музей представляют собой единый мемориальный комплекс, несущий высокий нравственный заряд и имеющий большое воспитательное значение.

    Более десяти лет руководителем музея являлась Татьяна Константиновна Тарновская.

    Поделиться