05.06.2014 23:01
Поделиться

Первые овации на "Кинотавре" вызвал фильм Веры Харыбиной

Первые овации на 25-м открытом российском кинофестивале "Кинотавр" вызвал фильм Веры Харыбиной "Спроси меня", в котором восемь персонажей в поисках ответов на главные вопросы своей жизни рассказывают документальные истории о том, как мы все, люди, ищем место, где нам будет хорошо, где мы будем успешны и счастливы.

И как все дальше и дальше с течением времени от него удаляемся. Подкупал принцип повествования: как в документальном кино любой человек может быть героем, так и у Веры Харыбиной восемь из таких каждых и любых получил право быть не только внимательно выслушанным, но и понятым.

Первые слезы пролились на показе "Класса коррекции" Ивана Твердовского-младшего, породившего и первые самые жесткие и эмоциональные дискуссии. О его ярком дебюте в полнометражном кино говорили и еще будут говорить: после сочинского кинофестиваля картина будет представлена на Шанхайском кинофестивале и показана в конкурсе в Карловых Варах.

Любовь - это когда ты даешь человеку то, что нужно ему в конкретный момент

Первые приступы лиричности случились на фильме "Еще один год" Оксаны Бычковой, созданном по мотивам "С любимыми не расставайтесь" Александра Володина.

А первым культурным шоком - куда делись фирменный стиль, невероятная легкость бытия, а заодно и небытия, и искрометный юмор, поразившие всех в "Рассказах", стало "Кино про Алексеева" Михаила Сегала. Узнать его режиссерский почерк можно было только в первых и последних кадрах картины. В середине же всех ждала первая актерская сенсация "Кинотавра": после десятилетнего перерыва в кино Александр Збруев сыграл главную роль у Михаила Сегала. Войдя в образ пожилого барда, под конец жизни на одну ночь получившего все, о чем он мечтал: мировую славу, почет, признание, поклонников на земле и в космосе, восторженные публикации в российской и зарубежной прессе за подписями Окуджавы и Бродского, собственную авторскую пластинку, записанную на фирме "Мелодия"... Герой Збруева никогда не узнает, что все это - лишь фальсификация, талантливо подготовленная любящей его женщиной, решившей подарить своему кумиру иллюзию счастья. Сам Александр Збруев на "Кинотавр" не приехал. На вопросы за него - хороша ли ложь во спасение - отвечал режиссер Михаил Сегал.

Прямая речь

Михаил Сегал, режиссер и автор сценария фильма "Кино про Алексеева":

- Как я уговорил Александра Викторовича Збруева сняться после столь длинной паузы, сложным ли был процесс уговаривания? Но он же не такой вот Борис Годунов, который сидит, не хочет царствовать, уехал куда-то, а все к нему приходят и просят: ну, пожалуйста, ну идите царствовать. А он отвечает: ну не знаю, я как-то не планировал... Он нормальный человек, который не снимался, потому что, видимо, не было сценариев, которые были бы ему интересны.

Весь фильм муссируется мысль о том, что любовь - это когда ты даешь человеку то, что нужно ему в конкретный момент. Тем более что мы рассматриваем нашего героя, когда он совсем старый, и любой момент для него может быть последним. Он всю жизнь мечтал быть птицей высокого полета, и любящая его женщина дарит ему такое ощущение. Женщина права: надо обманывать столько, сколько нужно, только бы человеку было хорошо.

За что она его так полюбила? Он так умничал, так хорошо говорил красивые слова. Причем чужие слова - что любовь - это уметь понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это, ну и так далее... Безусловно, эта мысль демагогическая. И фильм еще можно было бы назвать - "Кино про демагогов", потому что герой Збруева все время для достижения своих целей занимался демагогией и использованием людей.