05.06.2014 23:04
Поделиться

Парфенов представит фильм о родоначальнике цветной фотографии

Фильм Леонида Парфенова "Цвет нации", Первый канал, 12 июня, 23.50

Автор почти сорока документальных фильмов, в числе которых такие хиты, как альманах советской жизни "Намедни", проект об истории Урала "Хребет России" и повесть о русских коллекционерах искусства "Глас Божий", - Леонид Парфенов покажет на Первом канале свой новый фильм - "Цвет нации". Нет сомнений, что он заинтересует практически всех зрителей, если учесть, что даже ленивые сейчас научились снимать на телефон. Сюжет построен вокруг личности Сергея Прокудина-Горского, широкой публике известного мало. Он - родоначальник мировой цветной фотографии и кинематографии, человек, который снимал в цвете задолго до Парада Победы 1945 года и работал с братьями Люмьер.

Он запечатлел тысячи объектов Российской империи, путешествуя по городам и селам в период с 1909 по 1916 год. Около трех тысяч фотографий объединили в альбом под названием "Коллекция достопримечательностей Российской империи". Россия начала XX века предстала перед ним в образах крестьян и высокопоставленных чиновников, офицеров и простолюдинов, в архитектуре храмов и заводов.

Были в коллекции мастера и портреты великих: Федора Шаляпина и Льва Толстого, например. Прокудин-Горский сам придумал свою технологию съемки. Использовал три стеклянных негатива, "отвечающих" за красный, зеленый и синий цвета, с фильтрами и наложением. Сейчас те негативы проявить нельзя, современная техника не справится, но работы мастера чем-то напоминали эффекты, которых можно достигнуть при помощи цифровых фильтров в Instagram.

Леонид Парфенов называет наследие Прокудина-Горского "окном в дореволюционную Россию", которая исчезла в 1917 году. Окном, где еще видны краски пожарной каланчи того времени, формы полицмейстера, сарафана крестьянки. Можно понять, каким был Невский проспект или какие краски преобладали в старой Москве. И представьте, до революции русские мужики жаловали розовые рубахи.

Значительная часть снимков профессора была утрачена. Остальные - выкупила Библиотека Конгресса США, в коллекции которой около 1900 уцелевших цветных изображений. Они - единственные документальные свидетельства дореволюционной России в ее подлинных красках.

Сергей Прокудин-Горский - еще и автор первых в Российской империи цветных открыток и издатель журнала "Фотограф-любитель". По следам Прокудина-Горского съемочная группа Леонида Парфенова побывала в 12 регионах, чтобы сравнить Россию ту и нынешнюю. В фильме приняли участие внуки фотографа, проживающие во Франции, а также эксперты Библиотеки Конгресса США.