Открыл мероприятие ректор Мининского университета, доктор философских наук, профессор Александр Федоров, чья вступительная сессия называлась "Открытое педагогическое образование будущего: от моды к престижу".
- Вряд ли профессия учителя должна быть модной, скорее она должна быть престижной, мода проходит - престиж остается, - заявил Александр Федоров. - Невозможно все время решать проблемы текущего дня и замыкать проблему престижности лишь на задаче повышения зарплат. Необходимы комплексные решения, рассчитанные на будущее. Нужно обозначить компетенции, которые будут нужны учителю через 10-15 лет, работать на перспективу, нарабатывать лучшие практики, которые затем можно будет тиражировать.
Профессор познакомил участников круглого стола с основными элементами стратегии развития Мининского университета, с лучшими образовательными практиками, рассказал о видении будущего и об основных проблемах, стоящих на пути поднятия престижа профессии учителя. Одной из успешных практик поделилась доктор педагогических наук Марина Картавых.
- Несколько студентов второго курса в этом году работали в качестве "интернов" в школах Автозаводского района, - пояснила она. - Для эксперимента были выбраны образовательные учреждения, где есть инновации и педагоги-лидеры, у которых можно многому научиться. Методика работы существенно отличалась от обычной практики, на которую студенты попадают лишь перед выпуском на 4 курсе. Результаты превзошли все ожидания. Уже есть несколько заявок от директоров школ на будущих выпускников, участвовавших в проекте.
В дискуссии приняли активное участие директора школ, среди которых: Марина Тягунова, Елена Моисеева, Юлия Красавина, Ольга Шалаева, Светлана Кулева, Татьяна Халапсина. Было высказано несколько интересных предложений и технологий их практической реализации. Так, лауреат премии города Нижнего Новгорода в области образования, директор школы №62 Елена Платонова рассказала, что выпускникам вузов, настроенным на инновации и развитие, довольно сложно удержаться в школе, где основной костяк - это уже опытные преподаватели, воспитанные на советских "классических" принципах. Но выход из этой ситуации есть.
- Важно, чтобы в школу приходил не один молодой преподаватель, в одиночку обычно очень трудно удержаться в коллективе, - считает Елена Платонова. - Нужно, чтобы в школу приходило одновременно несколько человек с одного курса, несколько единомышленников и друзей. Именно так в школах появятся и закрепятся так называемые "агенты изменений".
Проректор по научной деятельности Мининского университета, доктор психологических наук, профессор Елена Волкова высказала мнение, что повышать престиж профессии учителя можно и при помощи психологических методик.
- Говоря языком бизнеса, необходимо сформулировать, а затем транслировать в социум нечто вроде месседжа или слогана, характеризующего ключевые аспекты профессии учителя, - подчеркнула Елена Волкова. - Одним из основных посылов может быть такой: профессия учителя - это именно та профессия, где вы получаете уникальные навыки управления людьми.
Поддержал Елену Волкову и директор Фонда "Устойчивое развитие Нижегородской области" Александр Тимофеев.
- Искусство управления людьми - одна из главных компетенций, востребованных в бизнесе, однако работать в бизнесе престижно, а работать в школе пока не очень, - подчеркнул Тимофеев. - Нужно попытаться изменить эту тенденцию. Политическая воля к этому есть, важность задачи неоднократно подчеркивали и президент, и наш губернатор. Проблема в том, что технологически сделать это довольно трудно. Помимо материальной базы необходимы, как здесь неоднократно повторялось, "агенты изменений" - люди, способные досконально изучить вопрос и затем взвалить труд по реализации этого проекта на себя. Деятельность фонда "Устойчивое развитие Нижегородской области" как раз и направлена на поддержку таких людей, и эта работа будет продолжаться.