07.06.2014 15:04
    Поделиться

    В Воронеж привезли шедевры Дейнеки из Третьяковки

    На выставке живописи и графики Александра Дейнеки "Обожаю всяческую жизнь!", открывшейся в рамках IV Платоновского фестиваля в Воронеже, можно до 13 июля увидеть знаменитых "Будущих летчиков", авангардистские плакаты и… самого мастера - в полный рост и в халате.

    Три десятка работ художника - зачисленного в соцреалисты и при этом почти до последнего сохранявшего черты модернизма в манере писать - позволяют проследить его эволюцию от экспериментов к "каноническому" письму. Впервые творчество Дейнеки представлено в таком объеме вне столицы.

    Для этой выставки Третьяковская галерея выделила воронежцам 13 картин (в том числе из основной экспозиции), знакомых большинству взрослых россиян по репродукциям в учебниках. Таково, например, полотно "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года". Из Курской картинной галереи имени А. Дейнеки, где хранится около 1400 его произведений, привезли все лучшее: плакаты, отразившие энтузиазм первых пятилеток, и ряд живописных экспериментов - вроде женского портрета, напоминающего альтмановскую Ахматову. Акцент сделан, естественно, на довоенном периоде, когда Дейнека (1899-1969) создал наиболее оригинальные и ценные свои работы. Названием выставки послужила строчка из стихотворения Маяковского "Юбилейное" - эмоциональное признание Пушкину: "Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!" Жизнелюбием, действительно, от картин художника так и "пышет".

    - Ситуация располагает к поиску неких общих линий в творчестве Дейнеки и Платонова. На мой взгляд, оба пользовались формальными приемами - у этих авторов своя ритмика, форма языка. Формальный язык позволяет понять, сколь глубока культура художника. У обоих не было учеников. Героями и Дейнеке, и Платонову служили, скажем так, не интеллигенты - а какие-то простые, но странные люди, - поделился размышлениями директор Курской картинной галереи Игорь Припачкин. - Выставка заставляет вспомнить о том подъеме культуры СССР, который случился в 1920-е годы.

    Любопытно, что работы Дейнеки в советское время не раз попадали на Венецианскую биеннале - форпост современного искусства. Сегодня же он сделался довольно популярен среди коллекционеров. На недавнем аукционе Sotheby's работу Александра Дейнеки "Молодой конструктор" из собрания Международной конфедерации союзов художников (преемник Союза художников СССР) оценили выше, чем полотна еще более востребованных на арт-рынке русских авангардистов. Правда, за предложенную сумму ее никто не смог приобрести.

    О том, почему Дейнека с его "имиджем" соцреалиста вновь оказался "на гребне волны", мы спросили директора Курской картинной галереи.

    Игорь Припачкин:Мне кажется, вообще культура СССР стала более открытой. Хотя интерес к Дейнеке возник давно. Художник даже жаловался, что его не покупают: страна запрещала ему продавать свои работы за рубеж. Ситуация двусмысленная. С одной стороны, страдало творческое самолюбие Дейнеки - продавалась сущая чепуха. С другой - именно благодаря такому решению мы имеем сейчас коллекции, которые стоят баснословных денег. Наследие Дейнеки довольно-таки сложное, интересное и многообразное. Он по сути своей модернист (если это и соцреализм, то в таком виде, в каком его никто больше не представлял), а модернизм предполагает некую универсальность, огромное мастерство и огромный культурный багаж. Мне кажется, что Дейнека в чем-то близок к Пикассо, они работали фактически в одних и тех же видах.

    Каково было самоощущение художника в поздний период творчества, который принято считать кондово-соцреалистическим? Он к этому пришел без драмы, без насилия над собой?

    Игорь Припачкин: Вряд ли он прогибался под систему. Достаточно взглянуть на его автопортрет, написанный в 1949 году (этот мужчина в распахнутом халате "встречает" посетителей на выставке в Воронеже. - "РГ"). Кроме того, Дейнека не вступал в компартию по убеждению. Несмотря на то, что был лауреатом Государственной премии, Сталинской премии и прочая, и прочая. С 1949 по 1952 год он был директором Московского института прикладного и декоративного искусства, который на волне ждановского антикультурного движения объявили рассадником формализма. Дейнека был снят с поста руководителя, на его глазах были унижены его друзья и учителя, тот же Фаворский… Мне кажется, что художник тогда пережил особое потрясение. Он ушел в преподаватели и, хотя был вице-президентом Академии художеств, как-то уже со стороны все это наблюдал, с некоторой иронией делая все-таки менее удачные вещи, чем раньше. До войны была свобода творчества, другая среда, другой контекст. После 1945-го все поменялось. Один из английских искусствоведов сделал замечательное сравнение соседних станций московского метро - довоенной "Маяковской" (с мозаичными панно Дейнеки конца 1930-х. - "РГ") и послевоенной "Белорусской". Не надо быть специалистом, чтобы оценить, как различаются декорации этих подземных пространств. Дейнека оказался в жутком окружении академиков, которые как раз творили в кондовом стиле социалистического реализма, и финал его биографии несет отпечаток вот этой идеологической ломки и пресса. Хотя сам Дейнека был все-таки вне идеологии.

    "Сливки" его наследия не оказались за границей?

    Игорь Припачкин: Нет, все они в России. Лучшее - в Третьяковской галерее, Курской и в Русском музее. Хотя и то, что осело на Западе, тоже по-своему уникально. Как ни странно, его живописное наследие не очень велико. Это от Айвазовского осталось три тысячи картин… Но Дейнека проявил себя в самых разных жанрах. За ним стоит, по-моему, вся история искусства. Он обнаруживает знание итальянского Возрождения, французского модернизма. Казалось бы - простые "Купающиеся девушки" (1933, ГТГ). А постановка фигур отсылает к символизму. Посмотрите на "Футболистов" или на "Утреннюю зарядку", где фигура, которая позади, поставлена с нарушением. Но это повторение приема, когда-то распространенного в египетском и античном искусстве, поэтому искажение перспективы не воспринимается как неумелость. И это сразу делает работу современной, модернистской. Только, к сожалению, модернисты чаще всего не умели писать, как Дейнека. Он хорошо понял технику итальянской фрески. Обратите внимание - на его полотнах нет лака, он не брутален. Он мешает масло с темперой и все время имитирует фресковую поверхность. Мы же себе живопись как представляем - все блестит, мазки фактурные… Чаще всего за плотной и увесистой красочной массой скрывается неумение писать. Дейнека так никогда не делал. Можно смотреть по фрагментам и целиком, увеличивать детали - и убеждаться в том, что он нигде не допустил ошибки. Мы сейчас сталкиваемся с такой проблемой, как подделки под Дейнеку. Нам привозят на экспертизу множество фальсификаций. И удивительно - их же делают люди, более или менее связанные с ремеслом, но они, видимо, считают почерк Дейнеки примитивным, а сами допускают дикие ошибки! Ну и слава Богу…

    То есть этот автор не так-то прост для восприятия.

    Игорь Припачкин: Да, он требует времени. Я сам долго работаю в Курской картинной галерее и сначала, будучи младшим научным сотрудником, немного от Дейнеки дистанцировался. А теперь влюбился настолько, что считаю его лучшим художником эпохи социалистического строительства. Да, в его ранних работах есть элемент подражательства. Но представьте: человек жил в провинциальном Курске, немного поучился в Харькове, где воспринимал в основном импрессионистическую манеру письма, потом работал в угрозыске фотографом (как писал сам - "создавал на курских ухабах авангард") - и вот уехал в Москву во ВХУТЕМАС. Конечно, он перенял там то, что ему нравилось. Да, "Женский портрет", похожий на альтмановскую Ахматову, вторичен. Но можно назвать вторичной и такую работу, как "Оборона Петрограда", в ее основе лежит Ходлер (швейцарский художник-экспрессионист. - "РГ"). Но Дейнека настолько безупречно разложил краску по холсту!.. Он владел колоссальным мастерством - что его, кстати говоря, спасало. Мог воспользоваться фотографией. Известен снимок Бориса Игнатовича, с которого он писал прекрасную картину "После боя". Кстати, познакомиться с творчеством Дейнеки можно на сайте нашей галереи www.deinekagallery.ru - там выложены в электронном виде альбомы его живописи, графики и скульптуры.

    Попасть на выставку Александра Дейнеки "Обожаю всяческую жизнь!" можно до 13 июля 2014 года, цена билета - 100 рублей для всех категорий посетителей.

    Адрес художественного музея имени И. Н. Крамского: Воронеж, проспект Революции, 18. График: ср - вс с 10 до 18 часов, пт с 11 до 18, последний четверг месяца - с 12 до 20. Касса прекращает работу за 45 минут до закрытия музея. Телефон для справок: (473) 255-38-67.

    Прямая речь

    Михаил Бычков, директор международного Платоновского фестиваля искусств:

    - Очень хотелось показать работы именно Дейнеки, так как он - абсолютный ровесник Андрея Платонова, в 2014 году мы отмечаем 115-летие обоих. Они были увлечены революционными преобразованиями, идеей переустройства мира. Но их взгляды и судьбы во многом контрастировали - тем интереснее их теперь сопоставлять. Мы давно замыслили такую выставку. С Курской картинной галереей имени А. Дейнеки нашли общий язык быстро. А вот выпросить полотна из Третьяковки было нелегко, тем более что они некоторое время экспонировались за рубежом. Но надо отметить, что со времен первого нашего фестиваля, когда в Воронеже впервые выставили картины из ГТГ, изменилось многое, зал художественного музея пережил серьезную реконструкцию. И вот, наконец, наша мечта сбылась.

    Поделиться