Как побывать в украинском хуторе, находясь в центре Воронежа, знают артисты Московского театра кукол, а теперь и я. Усевшись на кресло в зале Камерного театра, надеваю черную маску, для верности закрываю глаза и готовлюсь слушать. Вокруг меня шелестят кусты, лают собаки, смеются пани и парубки. В руках у виртуозного актера свисток превращается в жаворонка, а тазик с водой - в обиталище мистических утопленниц из повести Николая Гоголя. Этот театральный мир непривычен. Он разбит не на два поля, как обычно - сцена и зрительный зал. Третье измерение - участники - незрячие люди, специально для которых и создавался проект литовского режиссера Каролины Жерните. Восемь зрителей (а точнее, слушателей) сидят на сцене, не снимая масок. Они чувствуют дуновение ветра в лесу, пробуют украинские пироги, ощущают на себе брызги воды и прикосновения травы. Для них в жарком июне в Воронеже расцвела настоящая украинская майская ночь.
После спектакля, когда все маски сняты, актеры предложили обсудить услышанное. Стоит ли говорить, что никаких отзывов, кроме восторженных не было. В ряды участников случайно попала актриса воронежского драмтеатра имени Кольцова Алевтина Чернявская.
- Я пришла в Камерный, мне сказали, что не хватает одного человека. Взяли за руку, надели повязку и повели. Это восхитительно! - поделилась с корреспондентом РГ счастливая Алевтина. - Сначала ты не понимаешь, что тебя ждет. А потом начинаешь впитывать, наслаждаться каждой секундой. Ни один обычный спектакль не может подарить запаха, тактильного ощущения, а ведь это тоже сильное впечатление. Ты все время в попытке разгадать, что вокруг тебя происходить. Это работа воображения, ты дорисовываешь воображением мультик или фильм в голове.
О том, как удалось поставить такой необычный и невероятно трудный спектакль, мы поговорили с его режиссером по пластике Натальей Мирной.
Откуда появилась идея такой неожиданной постановки?
Наталья Мирная: Это ноу-хау нашего режиссера-постановщика Каролины Жерните. В какой-то момент она решила создать спектакль для незрячих людей. Методом проб и ошибок они придумали, как это сделать. Например, то, что в спектакле равное количество участников в масках и актеров. У каждого незрячего человека должен быть некий проводник.
Актеры проходили какую-то дополнительную подготовку, чтобы работать на сцене с незрячими людьми?
Наталья Мирная: Когда к нам приехала Каролина, она провела много разных тренингов. Мы придумывали интересные штуки. Завязывали глаза и водили друг друга по городу, причем ничего не комментируя. Так же мы ездили на природу, спускались в метро. Это совершенно перестраивает твою картину мира. Сначала нужно преодолеть панику от того, что ты зависишь от кого-то, что кто-то тебя ведет. Надо учиться доверию к человеку. С завязанными глазами мы делали физические управления, двигались по площадке, искали друг друга, узнавали по рукам. Однажды я ребятам раздала бумагу и пастельные мелки и попросила их нарисовать музыку. Сложно в это поверить, то интуиция начинает по-другому работать. Почти все, когда открыли глаза, угадали, каким цветом они рисовали и узнали свои рисунки. Все направлено на открытие других чувств, кроме зрения.
Как проходила работа над спектаклем?
Наталья Мирная: Когда мы ставили, мы сами с закрытыми глазами посидели в этих креслах. Каждую мизансцену выстраивали так, чтобы звук шел из разных направлений. Самое интересное - это искать не живые звуки природы или их имитацию, а звуковое соответствие каких-то ощущений. Мы не только создаем звуковую картинку майской ночи. Есть звуки, которых нет в природе, но мы их включаем в эту сцену, чтобы создать определенное ощущение. Когда мы работали над спектаклем, было забавно брать какие-то вещи и слушать, как это звучит. Очень важна точность: откуда и как идет звук. Мы могли неделю делать какую-то одну сцену.
Долго готовились к первому показу?
Наталья Мирная: Мы работали над спектаклем месяц беспрерывно. А до этого к нам приезжала Каролина с тренингами. Мы читали Гоголя, пробовали сами делать какие-то вещи.
Как вы выбираете участников для спектакля - тех самых людей, с которыми взаимодействуют актеры? Ведь наверняка очень много желающих поучаствовать.
Наталья Мирная: Наш администратор поддерживает связь различными интернатами для слабовидящих. Плюс быстро пошло "сарафанное радио". Когда мы готовили сам спектакль, то на репетиции приглашали актеров из театра, где играют незрячие люди, чтобы они нам подсказывали. Этот спектакль хотят посмотреть и многие зрячие люди, которые просто хотят погрузиться в это ощущение. У нас всегда открыт зал для зрителей.
В вашей постановке выверена каждая секунда или все же есть место для импровизации?
Наталья Мирная: Импровизация есть внутри драматических моментов, а звуковая "картинка" очень выверенная. Тем он и необычный, что каждый раз получается новый спектакль. Нужно очень точно друг друга чувствовать. Тут постоянная концентрация на атмосфере, друг на друге и людях, которые сидят в креслах. Актер все время должен быть в моменте, потому что за тебя никто этого не сделает. Ты должен чувствовать всю картинку целиком и вносить в нее свой вклад.