Русский музей одним из первых откликнулся на это столетие не только значительной, но и уникальной экспозицией, открывшейся в среду в корпусе Бенуа. На вернисаже заместитель директора ГРМ по научной работе Евгения Николаевна Петрова отметила: "Эта выставка уникальна не только потому, что это первая в нашей стране выставка, посвященная Первой мировой войне, в художественном музее. Уникальна она еще и потому, что открывает малоизвестные страницы творчества известных художников. Например, Казимир Малевич, которого все знают как автора знаменитого "Черного квадрата", идеолога супрематизма, на этой выставке представлен удивительными карикатурами - лубочными картинками. Впрочем, даже известные картины, такие, как "Богоматерь Умиление Злых Сердец" Петрова-Водкина, в контексте этой выставки "звучат" по-иному. Ведь она мало у кого ассоциируется с эпохой Первой мировой войны, а, между тем, она была создана именно в эти годы".
Посетители музея получают фантастическую возможность увидеть около 200 произведений из собрания музея: картины и рисунки, гравюры и плакаты, лубки и карикатуры, а также открытки той поры. Среди их создателей такие громкие имена как К.С. Петров-Водкин, Н.К. Рерих, К.А. Коровин, П.Н. Филонов, К.С. Малевич, В.В. Маяковский, В.И. Шухаев и др.
Предчувствие глобальной катастрофы, грозящей европейской цивилизации, накануне 1914 года владело многими художниками. Так "Импровизация 11" (1910) Василия Кандинского отмечена духом тотального милитаризма, войны против всего гуманного. Недаром историки считают, что именно Первая Мировая необратимо изменило европейскую цивилизацию. Ужасным ночным кошмаром веет и от мистического знаменитого "Пира королей" (1912-13) Павла Филонова.
Но война коснулась художественной элиты того времени и самым непосредственным образом. На ее фронтах воевали многие художники, критики и музейные работники. Общеевропейская бойня унесла жизни авангардистов Владимира Бурлюка, Михаила Ледантю, Святослава Нагубникова; ранения и контузии получили Михаил Ларионов, Александр Шевченко, Петр Кончаловский, Георгий Якулов. Михаил Нестеров и Алексей Степанов выхаживали в своих семьях раненых солдат, Константин Коровин и Илья Машков преподавали военным основы искусства цветомаскировки. Художники устраивали благотворительные выставки и аукционы в пользу фронта, лазаретов, семей воинов.
Немало живописных работ, представленных в экспозиции, отражают непосредственные события на фронтах. Многие живописцы запечатлели облик участников Первой мировой - солдат и офицеров русской армии (Борис Кустодиев "Портрет Н.Д. Милиоти", 1916; Вениамин Белкин "Автопортрет в военной форме", между 1914 и 18; Илья Репин "Портрет военного", 1916).
Мирискусники облекали свои мысли и эмоции в усложненные образы символизма. Кузьма Петров-Водкин создал характерные для его творчества произведения - "Ураган (Гибель)" (1914), "Жаждущий воин" (1915). Холст "На линии огня" (1916) со свойственной ему темой жертвенного служения высокой идее, любви к родине имел широкий резонанс в русском обществе.
Марк Шагал в начале войны в свойственной ему цветовой и пластической экспрессионистской манере запечатлел вереницы подвод с беженцами, движущиеся на восток, раненых солдат, одиноких стариков ("Железнодорожная станция", "Группа людей", обе - 1914).
Павел Филонов в годы войны создал замечательные образцы живописи, отразившие мировидение этого философа-художника - "Германская война" (1914-15) и "Цветы мирового расцвета" (1915). В последней картине, созданной в разгар общеевропейского конфликта, воплощена идеальная мечта о справедливом и светлом миропорядке на земле.
Популярны в те дни, как обычно это бывает во время грандиозных испытаний, были христианские мотивы. Но если всепрощающая "Богоматерь Умиление злых сердец" Петрова-Водкина (1914-15) молится за весь русский мир, то ангелы в композициях Николая Калмакова мстят, предрекают Божью кару нечестивцам ("Ангел карающий", 1916). К образу защитника русской земли Георгия Победоносца обратился в 1915-м причастный новейшим поискам в искусстве Филонов. Годом ранее Наталией Гончаровой была создана серия из 14 литографий "Мистические образы войны". В нее входят листы, на которых, наряду с символами стран Антанты, предстают картины апокалипсиса и изображения святых: то милостивых к людям, то суровых к грешной человеческой цивилизации.
Важную общественную роль в дни войны играла журнальная графика. Ей отдавал свой талант Георгий Нарбут. Тема войны стала ведущей в еженедельнике "Новый Сатирикон", с которым активно сотрудничал Николай Ремизов (Ре-Ми), оставив большой корпус рисунков, едких и беспощадных.
С начала войны общественная значимость благотворительного плаката увлекла маститых живописцев Абрама Архипова, Сергея Виноградова, Константина Коровина, Леонида Пастернака. В своих остро индивидуальных произведениях каждый из них обращается за помощью к согражданам, призывая вносить пожертвования в помощь больным и раненым, помогать фронту. Отдельная тема - плакаты, посвященные военным займам, разнообразные по мотивам и композиционному решению, по энергии подачи материала.
Свой подъем в то время пережил и самый народный вид тиражной графики - лубок. К нему обратился ряд художников, связанных с выставками "Мира искусства" и Нового общества. Демократизм лубка, его обращенность к широким массам привлекли и художников авангардного направления. Казимир Малевич, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Владимир Маяковский, сотрудничая с молодым издательством "Сегодняшний лубок", создали ряд работ в "народном вкусе". Эти жизнерадостные лубки с остроумным текстом в традициях "шапкозакидательства", увы, никак не соотносились с реалиями войны, и с началом поражений издательство прекратило существование.
Филокартистам хорошо известны открытки того времени, издававшиеся Общиной св. Евгении, например, рисунки с фронта Евгения Лансере и Мстислава Добужинского или же воспроизводившие плакаты займов.
Все это вы можете увидеть в обширной экспозиции. Выставка в Русском музее создает, по сути, портрет времени со множеством смыслов, давая зрителю возможность окунуться не только в художественную, но и в общественную атмосферу тех лет, почувствовать кроме пластических исканий творцов и настроения различных слоев общества того времени, возвращает всем нам и героев, и свидетелей Первой Мировой.