В Воронеж привезли будущий музей Хармса

Коллекция автографов и личных вещей Даниила Хармса, на основе которой в Санкт-Петербурге мечтают создать частный музей, доступна в Воронежском центре современного искусства в рамках Платоновского фестиваля.

В небольшой, но великолепно составленной выставке "Случаи и вещи" - первые публикации "обэриутов" и их манифест 1928 года, семейные фотографии, рисунок Михаила Шемякина к стихотворениям Введенского и иллюстрации других художников к коллекционным книгам Хармса, сделанные по заказу питерского издательства. В его собрании уже более семи тысяч "единиц хранения".

- Музея Хармса в Санкт-Петербурге нет, как нет и музея Андрея Платонова в Воронеже. Но мы надеемся его открыть. Работая над книгами "обэриутов", мы обнаружили, что в государственных музеях и архивах нет, например, подлинных фотографий Хармса. Стали искать его наследников, друзей, родных, изучать, копировать, покупать, - рассказал директор издательства Алексей Дмитренко. - В результате в 2012 году были найдены, например, неизвестные ранее автографы 13 текстов Хармса - копии этих листков есть на воронежской выставке, а оригиналы находятся на реставрации. Один из знаковых экспонатов - чемодан, в котором друг Хармса Яков Друскин спас его архив в блокадную зиму (сам писатель был к тому времени арестован), вывезя его из Ленинграда в эвакуацию. В 1950-е из него стали потихоньку извлекать рукописи, распространять в самиздате. То есть это такая "точка Большого взрыва", из которой возникла вселенная Хармса.

Здесь можно рассмотреть книги из домашней библиотеки писателя с владельческими надписями, причем на одной из них стоит "Чармс" - один из псевдонимов, родившийся, судя по записи в дневнике от 26 декабря 1936 года, после замечания отца: "Пока ты будешь называться Хармсом, тебя будут преследовать нужды". Есть радиоприемник Telefunken, который писателю привезли из Германии. На крышке сохранились следы от бутылок - по воспоминаниям современников, жена писателя Марина Малич частенько пила пиво, лежа на кушетке возле этого аппарата. В отдельном зале представлены обложки легендарных журналов "Еж" и "Чиж" и детские книги 1920-х, в том числе маленькая тетрадка "Как папа застрелил мне хорька", которой в таком идеальном состоянии больше нигде нет. Глядя на эти раритеты сегодня, трудно поверить, что за их издание коллектив Детского сектора Госиздата заподозрили в контрреволюционной деятельности.

Визуальный ряд дополнен видео - спектаклем петербургского театра под руководством Юрия Томашевского, металлической фигурой Хармса работы воронежского скульптора Ивана Горшкова, а также рисунками к произведениям "обэриутов", выполненными ребятами из студии "Ступени".

В оформлении выставки обыгран образ замочной скважины.

- Мы бы хотели, чтоб каждый нашел здесь свой ключ к Хармсу, - пояснил художник Аркадий Опочанский. - Ведь есть ощущение, что как целое, как явление он еще не осмыслен. У кого-то есть стереотип о нем, как о сугубо детском писателе, - мы же продолжаем читать детям книги "Иван Иваныч Самовар" и "Сорок четыре веселых чижа". Кто-то знает его анекдоты про Пушкина, или его философию, или то, что он был актером. А все это совмещалось в одном человеке!

Посетить выставку "Даниил Хармс. Случаи и вещи" в зале Воронежского центра современного искусства (проспект Революции, 29, вход с правого торца) можно до 29 июня. Вход свободный.