08.06.2014 09:50
    Поделиться

    День Святой Троицы: традиции, значение

    День Святой Троицы, или просто Троица, Троицын день - любимейший праздник русского народа.

    Очень многое в России было связано с Троицей: знаменитый рублевский образ "Ветхозаветная Троица", написанный Андреем Рублевым еще в начале XVв, стал не просто образцом для иконописцев - список иконы был в каждом храме, в каждом доме, но дело тут не только в его популярности. Гениальный образ во многом определил внутренний духовный строй русского человека, воспитал его. Самих храмов, освященных в честь Святой Троицы, было тоже не счесть, и они давали имена селам, деревням, улицам и даже городам, возведенным вокруг Свято-Троицких церквей, или храмов Живоначальной Троицы. Даже фамилия Троицкий считалась когда-то одной из самых распространенных. Все это было видимым проявлением как религиозности русского человека вообще, так и глубокого почитания русскими именно Троицы, почитания, которое невозможно без восприятия тайны Триединого Бога - Бога Отца, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Духа Святого. Восприятия, идущего от чистоты сердца, а не чтение сложнейших богословских трактатов. Отсюда такая народная любовь к великому празднику - Дню Святой Троицы.

    Что же мы отмечаем в этот день? Событие, которое легло в основу праздника Троицы, произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, отсюда еще одно название - Пятидесятница. Вот как описывается то, что произошло, в Библии, а именно в Книге Деяний святых Апостолов. На пятидесятый день после Воскресения Христа, через десять дней после Его Вознесения на небо, ученики Иисуса собрались вместе. Апостолов было по-прежнему двенадцать, потому что вместо Иуды, предавшего Христа, двенадцатым избрали Матфия. В этот день в Иерусалиме собрались не только ученики Иисуса. В этот день в Иерусалиме отмечали ветхозаветную Пятидесятницу - праздник, установленный в честь получения Моисеем заповедей, данных ему Богом на пятидесятый день по выходу евреев из египетского плена. Этот праздник особо почитали в Древнем Израиле, поэтому в Иерусалим пришли люди "из всякого народа под небом". Когда апостолы вместе с Марией, Матерью Христа, были в горнице, то, как сказано, "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках".

    Ветер, огонь, шум небесный были знаками, видимыми знамениями, сопровождающими явление Святого Духа. При сошествии Святого Духа на апостолов они получили особые дары - дар разговаривать на разных языках, дар целительства, дар проповедовать о делах Божьих.

    Как рассказывается в Книге Деяний святых Апостолов, когда вдруг, после сделавшегося шума, ветра и сошествия огненных языков, апостолы заговорили на "иных языках", и даже на наречиях всех тех, кто в этот праздничный день собрался в Иерусалиме, то многих это не просто удивило. Кто-то стал насмехаться над апостолами, говоря, что "они напились сладкого вина". Но Петр, встав с одиннадцатью апостолами "возвысил свой голос", и начал проповедь. Петр говорил о том, что, как и было предсказано пророками, Иисус Христос, Которого распяли, воскрес из мертвых, что на сороковой день по Воскресению вознесся на небо, и сейчас излил на апостолов Святого Духа. Проповедь Петра так подействовала на слышавших ее, что многие уверовали и начали спрашивать: "Что же нам делать?" И Петр ответил: "покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов и Вы получите дар Святого Духа". Уверовавших во Христа и охотно принявших в тот день крещение оказалось около трех тысяч.

    День Святой Троицы - день, когда миру видимым образом: шумом с неба, ветром, огненными языками пламени - было явлено Третье Лицо Святой Троицы - Святой Дух. О необходимости благоговейного отношения к Святому Духу говорит следующий момент. По церковному Уставу, в течение пятидесяти дней после Пасхи, до дня Сошествия Святого Духа, мы не кладем поклоны - в знак того, что Иисус Христос воскрес, и этим обожил человеческую природу, вознес ее. Но вечером в праздник Троицы, коленопреклоненно читаются умилительные молитвы Василия Великого, в которых мы исповедуем грехи наши пред Отцом Небесным и, ради великой жертвы Сына Его, испрашиваем помилования; в этих молитвах мы просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа, в просвещение и утверждение душ наших, и, наконец, молимся об усопших отцах и братьях наших: "да упокоит их Господь в месте светле, злачне и покойнее". Эта коленопреклоненность свидетельствует о нашем отношении к Святому Духу.

    Святой Дух называют "Подателем жизни", и в знак этого на праздник Троицы принято украшать храм и свои дома ветвями деревьев и цветами. Верующие приносят зеленые ветви, цветы и в храм - в знак того, что мы исповедуем жизнеутверждающую силу Животворящего Святого Духа. Эти цветы, принесенные после богослужения в храме домой, могут храниться дома весь год. Иван Сергеевич Шмелев описывает, как раньше готовились к Троице: выезжали в подмосковные деревеньки - срубать молодые березки, покупали у садовником и крестьян ландыши, специально выращенные к Троице пионы, готовили купальни: на Троицу было принято пускать веночки по воде…

    Считалось, - и народные приметы, обычно, не обманывали - что на Троицу денек бывает красный, то есть солнечный, потому что "пошел Господь, во Святой Троице, по всей земле", но вот после Божественной Литургии может "замутиться" - то есть появятся тучи, а вот на следующий день - Духов день, "Господь может и громком погрозить".

    Понедельник, наступивший после Праздника Святой Троицы, посвящен именно Третьей Ипостаси Пресвятой Троицы - Святому Духу, и называется Духов День.

    Праздник Троицы считают также и днем рождения Церкви. Ведь именно в этот день апостолы, исполнившись Святым Духом, смогли начать свою проповедь "о великих делах Божьих" среди разных народов - каждый апостол получил по жребию свой удел и начал апостольское служение (апостол - дословно с греческого означает "посланник").

    Поделиться