Основанная в 1957 году труппа - постоянная участница престижного Эдинбургского международного фестиваля, в котором участвует наряду с Мариинским театром или New York City Ballet. На карте британского балета она занимает респектабельное, но отнюдь не уникальное место. В стране с разветвленной сетью танцевальных компаний всех сортов и уникальной политикой приглашения гастролеров любой коллектив вынужден бороться за каждого зрителя. Поэтому десятилетиями там пестуют разнообразие вкусов и стилей, поощряют эксперимент, при этом очень ценят собственные традиции, сформировавшиеся в острой конкуренции с мировыми достижениями.
Шотландский балет постоянно живет на два дома - Глазго (там находится его официальная резиденция) и Эдинбург, отвечая за балетное образование целого региона. Но его репертуар оказался уникальным и для Москвы. В ХХ веке пропустившие целые эпохи развития современного балета, мы в последние десятилетия постигали эту историю бессистемно, урывками. Глен Тетли, одна из важнейших фигур в танцевальном мире середины прошлого века, у нас остался практически неизвестен. И только благодаря визиту шотландцев на Чеховский фестиваль мы можем понять, почему сотрудничество с Тетли стало idee-fix для Рудольфа Нуреева. Он станцевал знаменитого "Лунного Пьеро" Шенберга в 1977 году, через 15 лет после премьеры балета. Но даже сегодня прорастающий через классический канон модерн с его бьющей в сердце прямолинейностью не выглядит архаичным. И этот новояз, с тех пор многократно цитированный, перезаимствованный, усовершенствованный, выглядит созданным для истории Пьеро, жертвы проходимцев Бригеллы и Коломбины.
Разнообразие - это именно то, что по-прежнему составляет дефицит в отечественном балете. Этим летом мы активно восполняем его благодаря перекрестному Году культуры Великобритания - Россия. Московский любимец Мэтью Боурн отвечает за последнюю гастрольную программу Шотландского балета - спектакль "Шотландский перепляс". И это - отклик знаменитого танцевального шоумена на легендарную "Сильфиду", которая уже почти 200 лет отвечает в балетной истории за Шотландию.
Труппа из Глазго еще не успеет покинуть пределы России, как тур по стране начнет компания Рассела Малифанта, одного из самых знаменитых мастеров современной хореографии. Одновременно с ним на Историческую сцену Большого театра высадится Королевский балет Великобритании. Причем он привезет не только свою легендарную мелодраму "Манон" Макмиллана - некогда "их" потрясенный ответ на "наших" "Ромео и Джульетту" Лавровского. В программе также фирменный английский вечер из трех одноактных балетов, который включает новинки 40-летнего классика Кристофера Уилдона и вундеркинда Льяма Скарлетта, и также "Рапсодию" все того же старика Макмиллана. В трех из этих четырех балетов московские балетоманы ждут Наталью Осипову - некогда московскую, а ныне лондонскую главную приму.