Александр Андриенко: Я вряд ли покупал бы своим детям дорогие машины

Александр Андриенко, заслуженный артист России:

Жалко безработного москвича, описанного "РГ" на 5-й полосе: и заработка не имеет, а теперь еще и приличного автомобиля лишился. Могу понять его негодование, поэтому смешного тут мало. Однако огорчаться тоже не стоит - недаром всем нам присуще чувство справедливости и где-то в глубине души осознаешь, что она в данном случае восторжествовала.

Конечно, я не знаю, что собой представляет этот человек, может, он честный, пахал на этот автомобиль, как вол, затем потерял работу и так далее. Между тем ни для кого не секрет, что в России до сих пор много "сестриных, своячениц деток" и богатые родители иной раз балуют своих отпрысков сверх меры. Если представить гипотетически, что мне посчастливилось стать миллионером, я бы вряд ли покупал своим детям дорогие машины и квартиры. В первую очередь человека с самых юных лет необходимо приучать к труду, а если быть точным - способности получать удовольствие от того, что он делает своими руками, как строит жизнь и чего-то добивается. Даже у самых маленьких, например, в спорте удовлетворение от победы будет неполным, если им бессовестно подсуживали. Любой нормальный родитель должен понимать, что он не вечен и, обеспечивая своего ребенка "роскошными необходимостями", он отучает его от самостоятельности и делает весьма сомнительным его будущее.

Нарочно держать в черном теле тоже не стоит - идя по тернистому жизненному пути человек может настолько ожесточиться, что, добившись успеха, начнет мстить за все свои сложности. Кроме того, есть понятие трудовой династии, когда, скажем, передавать секрет производства можно только своим. Есть и театральные династии, я сам знаю многих детей своих друзей, артистов, которые являются очень талантливыми людьми, и они сознательно выбирают эту профессию, зная, какие там трудности, подводные камни и совершенно негарантированный успех. Впрочем, театральная профессия у всех на виду: чей-то сын не выстоит без таланта больше одного спектакля, ибо на него будет обращено утроенное внимание. А вот в других организациях, увы, подобного мониторинга нет, и там действительно можно посадить кого угодно, и тот будет не просто хамить клиентам, но и, возможно, тормозить все производство.

Вообще, известно, что Москва - это отдельное государство, и бедных студентов с квартирами в центре и безработных с дорогими авто у нас достаточно. Причем их количество всегда увеличивается. Казалось бы, еще в 90-х, когда появилась поговорка "Я никуда не опаздываю, поэтому еду на такси", пропихнуться в городе уже было невозможно. Но нет, видимо, Москва все-таки резиновая. Едешь иной раз, смотришь на шикарные машины в центре и фантазируешь: а вот этот сам на нее заработал?