Буквально несколько дней назад казалось, что нет конца кризису на Украине, что привел ее к расколу де-факто, гражданской войне, когда гибнут не только люди с оружием в руках, но и мирное население. И вот, как написала вчера влиятельная парижская газета "Фигаро", наступило "первое прояснение в Нормандии".
Как результат переговоров, которые Владимир Путин провел с руководителями Франции, Германии, Англии, а также короткой, но знаковой беседы с теперь уже действующим президентом Петром Порошенко был зафиксирован реальный прогресс по пути стабилизации обстановки на Украине. Лидеры соседних стран договорились: кровопролитие на юго-востоке Украины должно быть остановлено без промедления, боевые действия прекращены. Конкретные шаги по деэскалации конфликта должны последовать в ближайшие дни. Это несомненный успех, достигнутый Владимиром Путиным.
Думается, что в будущем историкам предстоит подробно проанализировать его явные и скрытые причины, но вот что ясно уже сегодня.
Последовательная, конструктивная позиция Москвы по вопросу урегулирования конфликта, призывающая учитывать интересы всех украинцев, уважать их права и свободы, принесла свои плоды. И это несмотря на санкции, которые США, а за ним и Евросоюз решили использовать в качестве рычага давления на Россию. Это, во-первых.
Во-вторых, попытки наказать нашу страну, подвергнув бойкоту, потерпели полный провал. Предположение о некоей международной изоляции России, сделанное недавно президентом США в Вест-Пойнте, рассеялось, как утренний туман над зелеными лугами Нормандии. Это и понятно: подавляющее большинство значимых мировых, и прежде всего европейских лидеров, прекрасно осознают, что без непосредственного участия Москвы разрешить чреватый непредсказуемыми последствиями для Старого континента украинский кризис не представляется возможным.
В этом смысле сбор в Нормандии напомнил политической элите зримо и весомо о том, что мир хрупок, а противостояние может обернуться страданиями, разрушениями, смертью.
В-третьих, тот факт, что активную посредническую роль в поиске компромиссных решений, организации диалога между Россией и нынешней властью в Киеве сыграл президент Франции Франсуа Олланд, которому ассистировала канцлер ФРГ Ангела Меркель, говорит о том, что провозглашенного "монолитного" единства между Вашингтоном и его европейскими союзниками, по сути, нет.
Как известно, интересы, прежде всего экономические, определяют политику всех стран без исключения. Если у Соединенных Штатов на Россию приходится всего лишь один процент внешнеторгового оборота, то у европейцев он во много крат больше. Для них Россия - третий по совокупному весу экономический партнер. А если учесть, что к 2020 году, по оценкам экспертов, Россия станет четвертым по значимости потребительским рынком в мире, то выгода от обоюдного сотрудничества не видна только слепому.