Архитекторы раскритиковали пешеходный проект в центре Владимира

Во Владимире набирает обороты дискуссия о судьбе исторического ядра и организации пешеходной улицы. Она показала, что в градостроительной политике власти отводят архитекторам второстепенную роль.
Владимирский арбат

Мода на пешеходные улицы в центрах старинных русских городов, возникшая в конце прошлого столетия, Владимир почему-то миновала. Но это не значит, что здесь не было на этот счет никаких планов. Хотя в историческом центре немало колоритных улочек, во властных головах давно зрела идея устроить променад на Большой Московской.

До сих пор успех этого мероприятия, несмотря на критику архитектурной общественности, связывали со строительством объездной Лыбедской магистрали, которая должна была вывести транзитный транспорт из центра. Но строительство дороги по финансовым причинам не заладилось, а идея осталась. И в связи с надвигающимся юбилеем - 70-летием образования региона - вспыхнула с новой силой.

Перед горадминистрацией была поставлена задача к октябрю превратить часть главной улицы областного центра в пешеходную зону, и уже в апреле прошло совещание, посвященное вопросам ее организации. Сити-менеджер Владимира Андрей Шохин доложил, что вскоре здесь уберут контактные сети троллейбусных линий и опорные столбы, закроют движение для всех видов транспорта, 510 метров проезжей части оденут в брусчатку, а посередине улицы поставят лавочки и откроют кафе. Была представлена схема движения общественного транспорта в обход пешеходного участка.

Глава администрации города отметил, что для удобства горожан и туристов максимально близко к центру пустят 20 дополнительных автобусов на газомоторном топливе. Решено даже, что здания на "пешеходке" будут выдержаны в бело-серой цветовой гамме. И такое переустройство, по данным мэрии, должно обойтись городской казне в 100 миллионов рублей. Кроме того, в пешеходный проект придется вложиться спонсорам - владельцам магазинов и ресторанов.

Профи - против

За три недели до совещания, собранного по инициативе обладминистрации, прошло заседание правления Владимирской областной организации Союза архитекторов России с аналогичной повесткой. На нем архитекторы раскритиковали пешеходный проект, инициированный сверху. Вот лишь часть мнений профессионалов.

- Идея организации пешеходной улицы в историческом ядре не нова, - заметил архитектор Евгений Бирюков. - Без подготовки объезда транспорта (Лыбедская магистраль) это - градостроительная ошибка, которая приведет к коллапсу. Улица Большая Московская входит в транспортную систему города, и полностью убирать с нее автомобили нельзя.

- Ни один уважающий город не будет перекрывать свою главную улицу: Москва - Тверскую, Новосибирск - Красный проспект, а Санкт-Петербург - Невский. Пешеходную улицу нужно организовывать на параллельных улицах, - уверена Елена Логвиненко.

- Владимир - исторический город линейного типа, нанизанный на главную дорогу, - пояснила свою позицию Людмила Зайцева. - Основная улица Большая Московская, совпадающая с Московско-Нижегородской дорогой, идет параллельно реке Клязьме и является композиционным стержнем города. Быть транспортной - такова ее природная и историческая особенность и необходимость, подтвержденная временем.

Ясно, что судьбу города должны решать профессионалы. Но в последние годы чиновники нередко игнорировали их мнение, а руководить городским управлением архитектуры и строительства назначали строителей, давая понять, кто в этом деле главный.

А председатель этой общественной организации, заслуженный архитектор России Евгений Пичугин напомнил, что за многие годы владимирскими архитекторами наработано немало градостроительных предложений по созданию пешеходных улиц на внутренних территориях исторического ядра Владимира, что не противоречит природе города и его скромным размерам. И прежде чем обсуждать возможность или невозможность пешеходного проекта, предложил проштудировать "Проект реконструкции исторического ядра", выполненный в мастерской академика архитектуры, почетного гражданина Владимира Игоря Столетова в 1982 году.

Однако судя по решимости осуществить проект на главной улице, архитектурное сообщество власти не услышали.

Они были первыми

Для специалистов не секрет, что во второй половине прошлого столетия многие русские города из-за неграмотной градостроительной политики утратили архитектурное наследие прошлого. Такая угроза нависла и над Владимиром. Но владимирские реставраторы и архитекторы в 1970-е совершили подвиг - не пустили многоэтажки в "старый город".

Проект реконструкции исторического ядра возник как альтернатива проекту московского института "Гипрогор". По нему в центре должна была сноситься вся старинная застройка. Оставляли только памятники белокаменного зодчества, вокруг которых выросли бы 5-9-этажные панельные дома. Даже древний вал у Золотых ворот планировалось застроить цепочкой высотного жилья. К счастью, владимирцы сплотились в борьбе за историческую среду своего города и при поддержке местных властей смогли доказать московскому начальству, что центр нужно обустраивать отдельно.
В команду разработчиков, организованную Союзом архитекторов страны, вошли специалисты "Владимирреставрации" и "Моспроекта". Поскольку генплан города к тому времени уже был готов, и строители согласно ему начали ломать старый дом на Большой Московской, работу пришлось выполнять в кратчайшие сроки. В итоге проект реконструкции исторического ядра прошел все согласования, и началась его реализация.

- Решили, что каждый год будем сдавать по несколько объектов, - вспоминает заслуженный архитектор России Кира Лимонова. - Сначала восстановили Дом архитекторов. Потом были отреставрированы кинотеатр "Художественный", здания ресторана "У Золотых ворот", "Чайни" и "Кофейни", водонапорная башня для музея "Старый Владимир", пешеходная Георгиевская улица с церковью, где разместился "Центр хоровой музыки", старой аптекой, кузницей. Кстати, проект улицы был удостоен медали Союза архитекторов России. Сделано было много, к нам из других городов приезжали за опытом.
Помимо восстановления старых зданий в центре решались задачи со многими неизвестными: здесь планировали проложить прогулочные дорожки по следам древних оборонительных валов, очистить центральную улицу от метрового слоя асфальта и провести водопровод и канализацию. Проект предусматривал озеленение, установку мемориальных досок и знаков на месте утраченных архитектурных памятников. Было проработано и освещение: отдельно в центре и на периферийных улочках.

В 1990-е эту деятельность по понятным причинам пришлось свернуть, но руководитель работ Игорь Столетов считает, что прежний проект реконструкции не потерял своей актуальности и сегодня, поскольку создавался на основе исторического анализа возникновения и развития города.

- На одном из официальных совещаний я услышал заявление архитектурных лидеров города Владимира о том, что появление нового градостроительного документа аннулирует все предыдущие, - заметил знаменитый реставратор. - А значит, аннулирует и проект реконструкции исторического ядра, который был философским и регулирующим блоком в деле градостроительства. Он вызывал споры, его можно было обсуждать. Но в нем присутствовала совершенно четкая основа, регламентирующая политику градостроительства.

С чистого листа

Ясно, что судьбу города должны решать профессионалы. Но в последние годы чиновники нередко игнорировали их мнение, а руководить городским управлением архитектуры и строительства назначали строителей, давая понять, кто в этом деле главный.

- Во Владимире сегодня создана ситуация, когда вся архитектурная общественность отрезана от информации о градостроительной деятельности в городе, - сетует председатель регионального Союза архитекторов Евгений Пичугин. - Из разных источников поступает непроверенная информация о проектировании и строительстве судьбоносных объектов, которые могут полностью изменить понимание древней истории города. Все забыли, что существует Союз архитекторов, в котором 96 членов - с нами не советуются, а последний градостроительный совет проводился полтора года назад.

Зато уже на следующий день после апрельского совещания по пешеходному проекту в область по приглашению губернатора прибыл архитектор из Неаполя Антонио Креспино, чтобы дать рекомендации по "восстановлению исторического лица Владимира в современном облике". Осмотрев столицу региона, итальянец изрек в общем-то очевидные всем истины. Правда, по поводу пешеходной улицы выразил сомнение, отметив, что сама по себе особого интереса она не представляет. На ней должны быть узловые объекты, которые будут притягивать не только туристов, но и горожан.
Однако, несмотря на невольную поддержку зарубежного специалиста, Евгений Пичугин не скрывает, что воспринял этот визит как пощечину.

"Пешеходная улица во Владимире должна быть не предметом распрей и нагнетания социальной напряженности, но предметом гордости и отдохновения для каждого владимирца. Поскольку все варианты обустройства пешеходной зоны должны быть пристально рассмотрены и проработаны, администрация области объявляет о проведении общественных слушаний по этому вопросу", - обратилась к жителям губернатор Светлана Орлова, когда эмоции сторонников и противников идеи достигли критической точки.

С этого момента в городе прошло уже несколько слушаний, но окончательное решение не принято, и обсуждение продолжается. Будет ли в этом хоре голосов услышано мнение архитекторов?