В Воронеже сыграл самый "дорогой" виолончелист России

На Платоновском фестивале харизматичный Александр Князев исполнил в Воронеже сочинение, которому обязан успешной международной карьерой, а еще рассказал, как померился инструментом с Ростроповичем и чем обидел современных композиторов.

Визит Князева, самого высокооплачиваемого виолончелиста России, был внеплановым - музыкант выступил вместо заболевшего Марио Брунелло, отыграв ту же сложную программу, что была заявлена итальянцем.

- Впервые в жизни заменяю коллегу! Меня-то выручали очень часто… - признался Александр Князев. - Так получилось, что Марио заболел и в последний момент отменил три концерта в России: два на фестивале Валерия Гергиева "Звезды белых ночей" в Санкт-Петербурге и один в Воронеже. 1 июня мне позвонил скрипач Вадим Репин, который должен был играть с Брунелло 2-го, и попросил о помощи. Я был в аэропорту "Шереметьево" и вообще-то намеревался отдохнуть три дня с выключенным телефоном. Мы разговаривали довольно долго - как вдруг встретились лицом к лицу. Ну, думаю, ладно, Вадим - мой друг, да и с Марио хорошо общались… Стоило мне принять это решение, как позвонили из оргкомитета гергиевского фестиваля насчет концерта 4-го числа. Эх, заменять так заменять! Хотя из-за этого пропала репетиция с Репиным в Москве - мы на днях выступим с оркестром под управлением Михаила Плетнева. В довершение ко всему - звонок из Воронежа! Второй репетиции тоже не видать, значит…

Несмотря на накладки, Князев добродушно воспринял неожиданно свалившуюся на него работу, подчеркнув, что особенно рад снова сыграть концерт Мясковского:

- Интереса к нему я не испытывал вплоть до 1997 года, когда Евгений Светланов, бывший "фанатом" этого композитора, пригласил меня сыграть во Франции. Сама музыка мне казалась нудной и тягомотной. И вот на репетиции перед концертом Светланов встал за пульт - и я вдруг с первых тактов понял, что произведение-то потрясающее. Это Баха вам кто ни сыграет - все равно, скорее всего, поймете, что музыка гениальна. А Мясковского надо именно хорошо играть… Его концерт не оставляет впечатление виртуозной, блестящей музыки, он заканчивается pianissimo - а обычно композиторы стараются в финале поставить forte, для триумфа! Но музыка глубокая и очень красивая. На том выступлении меня заметили продюсеры очень престижного французского агентства, которое работает с Кисиным и Репиным, и моя международная карьера резко пошла вверх.

Сегодня о Князеве нередко говорят как о первом виолончелисте страны после Ростроповича. В молодости Александру это льстило, потом он пришел к тому, что все относительно.

- Сама идея выстраивать какие-то рейтинги музыкантов - неверна. Мы же не теннисисты, чтобы, дав хороший концерт, тут же подниматься на несколько строчек вверх. Гонорары от этого - да, растут, - пояснил Князев. - Можно сказать, что я в России самый высокооплачиваемый виолончелист. А теперь и самый высокооплачиваемый органист. Хотя по поводу моего увлечения органом у коллег было много скепсиса. В общем, помните, как Давид Ойстрах говорил: "Я - второй скрипач в мире. А кто первый? Первых много".

Он уже 26 лет играет на виолончели XVIII века работы Карло Бергонци (любимого ученика Страдивари), арендованной в госколлекции редких музыкальных инструментов. До революции ею год пользовался Григорий Пятигорский, потом - Святослав Крушевицкий. По мнению Князева, у этой виолончели невероятной красоты и силы звук, который легко перекрывает любой оркестр и делает инструмент предметом зависти многих коллег.

- Однажды мы с Ростроповичем проводили потрясающую ночь у него дома. "Стаг’ик, будешь в Паг’иже - звони!" - сказал он как-то мне, и однажды я решил этим воспользоваться, хотя знал, как трудно застать маэстро. По воле случая я позвонил ему как раз в промежутке между двумя гастролями и услышал бодрое: "Прекрасно, Гали нет, приходи выпивать". Мы засиделись до утра… (Забегая вперед, скажу, что я, несмотря на прекрасную в те годы алкогольную "форму", после тех посиделок отлеживался два дня, а Ростропович сразу улетел в Новую Зеландию!) И допились до того, что стали мериться инструментами, - с улыбкой вспомнил Александр Князев. - Он дал мне поиграть на своей виолончели стоимостью пять миллионов долларов с автографом Наполеона, сделанным шпагой. А сам познакомился с моим инструментом, цена которому на порядок ниже - два миллиона долларов. И воскликнул: "Сменяемся?" Я отказался. Конечно, бренд есть бренд, Страдивари круче, но моя виолончель уникальна.

Свою приверженность классике, проверенной временем, Князев объяснил просто: жизнь слишком коротка. Он недолюбливает современную музыку и играет ее только в порядке исключения - то, что его самого потрясает. Например, Шостаковича и Шнитке, в меньшей степени - Прокофьева, а из "свежего" - концерт Алексея Рыбникова. К слову, посвященный Князеву. Композиторы часто стремятся посвятить свое сочинение известному исполнителю, чтобы тот его исполнил уж наверняка. Немало посвящений и у Князева, но он из-за этого не чувствует себя обязанным:

- Многие современные авторы, подозреваю, относятся ко мне как минимум с обидой. Я же ведь ноты брал посмотреть… Но - не лежит душа! Находясь перед дилеммой: сыграть произведение новое, но неоднозначное, или концерт Дворжака пятитысячный раз - я выберу Дворжака. В нем каждый раз что-то открываешь. Мы с Ростроповичем говорили о посвящениях - ему-то их делали все кому не лень, около 10 тысяч опусов набралось. А сколько из них были по-настоящему талантливы, поинтересовался я. "Пять", - ответил Ростропович. У меня вертелся на языке вопрос: мол, вы же гений, неужели времени не жалко на исполнение ерунды?.. Но я промолчал.

Открытую репетицию Князева в Воронеже посетили учащиеся местного музыкального колледжа. Преподавать виолончелист, впрочем, прекратил после девяти лет работы в Московской консерватории. Нет ни времени, ни малейшей тяги. Сверходаренные студенты Александру не попадались, а те двое, что подавали надежды, не развились до того уровня, с которым можно выходить на большую сцену.

- Сейчас пробиться труднее. Раньше выиграл международный конкурс - и все пути открыты. Теперь же понятие конкурса девальвировалось, их слишком много. По-моему, многие музыканты участвуют в них просто ради того, чтобы за небольшой гонорар пожить в какой-нибудь итальянской деревне. Да и необъективное судейство ни для кого не секрет. Лауреаты первых конкурсов имени Чайковского по популярности приравнивались к космонавтам, а сейчас такая победа - рядовое событие. И, тем не менее, альтернативы таким смотрам я не вижу, - добавил Князев. - Сам дважды был в жюри конкурса имени Чайковского и очень разочаровался в нем, но на следующий год дал Гергиеву согласие опять "позаседать"… Сегодня чаще играет роль не "послужной список" из разных конкурсов, а то, что тебя кто-то где-то услышал. Так или иначе, яркий музыкант все равно проявится. Евгений Кисин в 16 лет уже играл с Караяном, хотя не участвовал ни в каких соревнованиях! А Глена Гульда на конкурсе имени Чайковского и до второго тура бы не допустили, смешно даже представлять.