При этом, имея возможность называть бутылку именем собственного огорода. Вино, произведенное из винограда, который растет в этом же регионе, получит особый статус "с защищенным географическим указанием". Например, "Кубанское". А если сырье выращивалось прямо при винодельне, и весь цикл производства сосредоточен в пределах одного хозяйства, - это высший класс. Такое вино в главном российском алкогольном законе "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" получит название "с защищенным наименованием места происхождения".
Такое нововведение планируется ввести для поддержки отечественных производителей вина. Причем, как крупных, так и небольших семейных хозяйств. Классификация позаимствована у французской системы контроля подлинности происхождения, считающейся мировым эталоном. Подобные действуют во многих странах мира.
Виноделы, чья продукция попадает под новые категории, получат ряд льгот. В первую очередь, их освободят от лицензирования и обязанности обзаводиться дорогостоящей системой учета объемов производства. Кроме того, правительство уже приняло решение признать виноделие сельскохозяйственным производством, а не алкогольным, как это было раньше. Теперь Росалкогольрегулирование будет следить за оборотом (хранением, транспортировкой и продажей) вина. Производство отдано под контроль Минсельхоза.
Но для того, чтобы получить особый статус, придется пройти внутреннюю проверку винодельческой саморегулируемой организации. И выдержать проверку на качество. Эксперты отмечают, что такой подход поможет привлечь инвестиции в отрасль. С одной стороны, тот десяток-другой российских хозяйств, которые сейчас занимаются выращиванием собственного винограда, смогут, наконец, сделать свое производство прибыльным. Сейчас это вложения скорее "для души". С другой, - попробовать себя в качестве профессионалов смогут жители южных регионов, которые сейчас в подсобных хозяйствах производят собственное вино, но не могут себе позволить оформить все документы и легализоваться. Ко второму чтению законопроект планируется доработать.
Помимо прочего, в его тексте могут появиться строчки, отменяющие или снижающие акцизы на производство вина. Отдельно предполагается принять поправки в закон о рекламе, которые вернут рекламу вина (сейчас реклама любого алкоголя запрещена). Правда, пока не решен вопрос, можно ли отделить российских виноделов от зарубежных коллег. Возможно, льготный режим коснется и "напитка богов" иностранного происхождения.