Николай Досталь, кинорежиссер, народный артист России:
Боюсь, что мои слова о чистой Москве прозвучат банальностью. Тем не менее я бы очень хотел, чтобы мой родной город был чистым. Особенно это касается воздуха. Потому как с обычным мусором мы более-менее научились справляться, а вот экология прихрамывает. Думаю минприроды тоже меня отлично понимает и поэтому инициативу, предложенную министерством, можно как минимум поддержать. Инициативы, ради справедливости стоит сказать, в России все-таки бывают очень разные. Некоторые предложения наших высокопоставленных чиновников не совсем ясны, а вот в этом экологическом проекте чувствуется боль.
Маркировка, о которой пишет "РГ" на 1-й и 2-й полосах, должна быть, никто не спорит; раз уж вклад в загрязнение первопрестольного воздуха легковушками составляет, по оценкам экспертов, аж 70%. Страна в этом случае должна, что называется, знать своих героев. Правда, идея с красными и зелеными стикерами (на Западе, если не ошибаюсь, их называют эко-лейблами), на мой взгляд, не слишком логична и совсем не практична.
Думаю отделять экологические зерна от грязновыхлопных плевел стоит на самом начальном этапе автомобильной эксплуатации, на техосмотре то есть. Если на уровне ТО видно, что машина избыточна выхлопными газами, то имеет смысл не пускать "автогрязнулю" в места с чрезмерно загрязненным или пока еще чистым воздухом. Соответственно, по тэошному талону (а не по стикеру) можно будет увидеть, кому быть автодорожным Юпитером, а кому не будет дозволено рассекать по тихим московским центральным улочкам, паркам и природным зонам.
Кстати, по поводу так называемых чистых зон тоже стоит сказать пару слов. Да, Москва очень большой город, а "новая версия", с присоединенным Подмосковьем, так и вовсе мегаполисный титан. Но люди-то везде одинаковые и воздух тоже! Думать все же надо об экологии в целом. Было бы здорово, если некоторые машины с чрезмерным выхлопом загрязняющих веществ вообще не будут подпускать к большим городам. Однако, до этой мысли, я думаю, человечество еще не доросло. Мы можем только предполагать как отразятся эти ограничения (если, конечно, их введут) на экономике Москвы и России в целом. Ведь с машиной у москвичей, как коренных, так и "начинающих", часто связана большая часть жизни. Начиная от элементарного завоза детей в детский сад или школу из Подмосковья и заканчивая поездками на деловые встречи.
Однако я, автолюбитель с 1968 года, считаю, что на алтарь безупречной экологии можно положить определенный процент экономического благосостояния.
В конце концов, экология - это прежде всего здоровье, а на нем не экономят.