09.06.2014 23:44
    Поделиться

    Минэкономразвития проверит инвестиционную деятельность губернаторов

    Эффективность инвестиционной деятельности губернаторов проверит Минэкономразвития России
    В мае минэкономразвития издало два системных документа, которые будут способствовать развитию практики применения механизмов ГЧП в России. Первый - это приказ, утверждающий методику оценки эффективности инвестиционной деятельности губернаторов, второй - приказ о создании координационного совета по ГЧП при министерстве. В чем суть этих документов и какое влияние они могут оказать на развитие государственно-частного партнерства в России, "РГБ" рассказала замглавы департамента инвестиционной политики и развития ЧГП минэкономразвития Мария Ярмальчук.

    - Как будут оценивать эффективность инвестиционной деятельности губернаторов?

    - Вернусь немного назад - в апреле 2014 года было издано распоряжение правительства РФ, утверждающее перечень показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года) и методику определения целевых значений показателей оценки эффективности. 16 мая, в свою очередь, минэкономразвития подписан приказ, утверждающий методику расчета этих значений. Мы считаем, что это системные документы, которые по ряду направлений оценивают деятельность губернаторов по инвестиционному блоку. Впервые в оценку эффективности деятельности губернаторов включен показатель "Уровень развития сферы государственно-частного партнерства в субъекте РФ". Мы осознанно включили туда вопросы ГЧП для того, чтобы наиболее полно понимать ситуацию в регионах и видеть тенденции и изменения. И, конечно же, для стимулирования регионов.

    - Из чего формируется этот показатель? Как будет оцениваться уровень развития ГЧП?

    - Показатель формируется на основе рейтинга регионов по развитию ГЧП, который ежегодно формирует Центр развития ГЧП при поддержке минэкономразвития. Он состоит из трех наиболее важных блоков, которые отражают полную картину развития ГЧП в регионе. Первый блок - это развитие нормативно правового регулирования в сфере ГЧП. Он заключается не только в наличии регионального закона, это целый перечень системообразующих документов, которые помогают реализовывать проекты, начиная от процессов и процедур межведомственного согласования, включения ГЧП в стратегические документы по планированию развития региона и пр. Второй блок - это практика реализации проектов, где мы смотрим на количество проектов, на формы их реализации, на объем привлеченных частных инвестиций и пр. Это важно, потому что зачастую у нас бывает так, что нормативно-правовое регулирование имеется в полном объеме, но при этом проектов нет ни реализуемых, ни запланированных. Третий блок - это в целом оценка инвестиционной привлекательности региона по версии "Эксперт РА": насколько вообще регионы могут рассчитывать на то, что инвесторы к ним придут.

    - Отчасти это будет неким стимулом для администраций регионов в создании условий для привлечения частников в сферы предоставления социальных услуг. Отстающие регионы "засуетятся"?

    - Конечно, сегодня есть так называемые регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры. Но зачастую это связано не только с развитием ГЧП, а в целом с социально-экономическим развитием регионов и готовностью инвесторов в них работать. В ближайшее время мы планируем взять первую десятку лидеров рейтинга 2014 года, а также десятку тех, кто сделал наибольший прорыв с 2013 года, для того, чтобы проанализировать те меры по развитию, которые принимались в этих регионах, чтобы в последствии тиражировать "лучшие практики" в других субъектах.

    - Зачем создается Координационный совет по ГЧП при минэкономразвития?

    - Он призван наладить эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, финансовых институтов, экспертов для выработки совместных предложений по повышению эффективности реализации проектов ГЧП, совершенствованию законодательства и упрощению доступа к инструментам ГЧП. Совет займется консолидированной разработкой системных документов и концепций развития механизмов ГЧП в России, подготовкой предложений по совершенствованию законодательства, оценкой эффективности мер по стимулированию ГЧП, разработкой предложений по ведению госполитики, а также он будет рассматривать и вырабатывать предложения по реализации системообразующих инфраструктурных проектов. Я думаю, что это будет достаточно живой механизм, поскольку на сегодняшнем этапе развития ГЧП это достаточно актуально: несмотря на то, что федеральный закон о ГЧП еще не принят, все равно уже есть значительное число вопросов, которые нужно решать - от прикладных вопросов по проектам до анализа наработанной практики и ее распространения. На выходе в результате работы совета мы как раз хотим иметь консолидированную позицию различных заинтересованных сторон.

    - Кто войдет в совет?

    - Его возглавит министр экономического развития РФ. Состав совета сейчас обсуждается. Планируется, что в него войдут руководители или заместители руководителей федеральных органов власти - отраслевых министерств, которые отвечают непосредственно за реализацию проектов в отраслях - в здравоохранении, в образовании, в транспорте и др. Конечно, в совет войдут представители Госдумы, которые будут закрывать блок по законодательству. Также мы будем приглашать субъекты РФ. Для аккумуляции лучших практик мы планируем пригласить топ-10 из рейтинга регионов по развитию ГЧП. Следующий блок, который обязательно должен быть представлен в совете - это банки и финансовые организации, которые кредитуют проекты, потому что на практике они и финансируют, и в последующем контролируют реализацию проектов, как одна из наиболее заинтересованных сторон. Так как в ряде крупных проектов у нас присутствуют иностранные компании и иностранный капитал, мы считаем, что важно пригласить организации, представляющие интересы иностранных инвесторов. Последний, но не менее важный блок - это представители общественных и научных организаций, потому что без них принимать какие-либо системообразующие решения и обсуждать вопросы развития будет не совсем корректно. Опять-таки этот вариант сейчас обсуждается, к концу месяца мы должны прийти к более определенному составу совета.

    - Диалог между федеральными и региональными органами власти особенно актуален при выработке единых правил в межотраслевом разрезе. А как будут учитывать мнение бизнеса?

    - Взаимодействие с бизнесом очень важно, в первую очередь именно поэтому мы зовем ведущие общественные организации, которые представляют бизнес - ТПП РФ, "Деловую Россию" и пр. Также мы прописали возможность создания рабочих групп и, когда в повестке будут возникать отраслевые вопросы, связанные с транспортными проектами, с проектами здравоохранения и др., естественно мы будем приглашать в рабочие группы отраслевой бизнес - для более оперативного взаимодействия, для того, чтобы выносить консолидированные решения и предложения на совет.

    - Как вы оцениваете перспективы деятельности совета?

    - Создавать нерабочий инструмент у нас планов нет. Мы достаточно долго к этому шли. Около пяти лет назад у нас уже был создан Совет по ГЧП, но он не функционировал. Не потому, что был создан для бумаги, а потому, что проблематика и уровень развития рынка на том этапе - 4-5 лет назад - были совсем другие, и в целом обсуждать было нечего. Сегодня, если мы посмотрим на перечень существующих проблем и направлений (налоговое регулирование ГЧП, проблема тарифов в сфере ЖКХ и здравоохранении и др.), то здесь есть вопросы, которые возникают и идут на стыке разных федеральных органов власти, поэтому очень важно именно межведомственное взаимодействие. При работе над законопроектом об основах ГЧП мы прекрасно понимаем, что дальнейшая специфика будет погружаться в отрасли. Поэтому уже сегодня важно понимать эти направления и вырабатывать план действий.

    - Кстати, о принятии федерального закона. Когда?

    - Мы всячески способствуем решению этого вопроса. Законопроект в целом готов ко второму чтению и мы будем стараться принять его в весеннюю сессию, но, к сожалению, это зависит не только от министерства. Мы принимаем максимальные усилия.

    - Какие еще системные меры по развитию ГЧП разрабатывает минэкономразвития?

    - Уже в течение года у нас ведется большая работа по разработке оценки эффективности проектов ГЧП. Это системный документ, который поможет регионам и муниципалитетам обосновывать свои решения - почему они выбрали ГЧП, а , например, не госзаказ. В регионах это колоссальная проблема - после принятия решения о реализации проекта ГЧП, даже в соответствии с региональным законодательством начинаются десятки, а то и сотни проверок прокуратуры с вопросами "а почему вы приняли такое решение?". А эта методика позволит как минимум обосновать принятие решения и снять лишние вопросы. Помимо этого такой документ позволит самим региональным властям адекватно оценить эффективность реализации проекта, потому что далеко не во всех случаях ГЧП является наиболее эффективным и возможным механизмом. Поэтому мы сейчас плотно работаем в этом направлении.

    Поделиться