09.06.2014 23:42
    Поделиться

    Новый инструмент финансирования проектов появится в России с 1 июля

    С 1 июля вступают в силу поправки в ГК РФ и закон о рынке ценных бумаг, вводящие в гражданский оборот такие классические институты проектного финансирования, как компания проектного финансирования (в терминологии закона - специализированное общество проектного финансирования, СОПФ), счет эскроу, залоговый счет и т.п. Кроме того, закон снимает запрет на использование в качестве обеспечения по облигациям залога прав денежных требований, в том числе будущих.

    "Этот набор инструментов позволяет, по сути, сконструировать любую проектную облигацию, в том числе предназначенную для финансирования ГЧП-проекта, - пояснил управляющий партнер адвокатского бюро "Линия права", руководитель ГЧП-практики Андрей Новаковский. - Конструкция такой бумаги будет предусматривать залог права требования получения денежных средств от публичного партнера в пользу владельца облигаций - в случае дефолта эмитента владельцы облигаций смогут обратиться с требованием о погашении облигаций непосредственно к публичному партнеру".

    Сейчас классические проектные облигации (права владельцев по ним обеспечены залогом прав по договорам, по которым проектная компания будет получать рефинансирование произведенных инвестиций) появиться не могут в силу законодательных ограничений. На рынке обращаются несколько выпусков так называемых "облигаций концессионера", выпущенных компаниями, заключившими концессионные соглашения в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ. Эти облигации, как правило, выпущены проектной компанией, и, таким образом, их обслуживание зависит от успеха реализации проекта. Но в юридическом смысле этот инструмент не является обеспеченным.

    Как рассказала управляющий директор по развитию первичного рынка и клиентской поддержке Московской биржи Анна Василенко, вступающие в силу с 1 июля поправки позволят создавать СОПФ, правоспособность которых ограничена осуществлением конкретного проекта. Это является гарантией того, что средства, привлеченные за счет размещения облигаций СОПФ, будут инвестированы именно в декларируемый проект. Залогом по облигациям СОПФ могут являться будущие финансовые потоки по этому проекту. "Например, СОПФ будет инвестировать деньги в водоочистное сооружение, при этом администрация города заключает долгосрочный контракт с СОПФ по пользованию сооружением, - пояснила эксперт. - Платежи администрации в пользу СОПФ передаются частным инвесторам в виде купонных выплат по облигациям. В конце срока обращения облигаций сооружение продается администрации, облигации погашаются. Таким образом, осуществляется одна из моделей ГЧП - частные инвесторы вкладывают деньги в сооружение социально значимого объекта".

    Мировой опыт говорит о жизнеспособности подобных моделей: например, в США примерно половина привлекаемых местными органами власти средств приходится именно на подобные проектные облигации. С их помощью финансируется строительство и эксплуатация мостов, больниц, дорог и прочих инфраструктурных и социально значимых объектов.

    В России сегодня основным инструментом финансирования ГЧП является банковский кредит, в точечных случаях используются облигации концессионера. Проектная облигация в силу ее формального обеспечения имеет шансы попасть в ломбардный список ЦБ РФ, став таким образом востребованной в среде банков, отметил Андрей Новаковский. Если же будет поддержана инициатива по упрощению порядка доступа такой облигации в высший котировальный список биржи по аналогии с облигациями концессионера, такая облигация станет доступна для инвестиций средств пенсионных накоплений. "Эти инициативы уже были обсуждены с ЦБ РФ и предварительно были им поддержаны", - добавил эксперт.

    Анна Василенко согласилась с тем, что для развития проектных облигаций необходимо установить особые условия для СОПФ по включению их облигаций в ломбардный список и котировальный лист высшего уровня. Со стороны регионов заинтересованность в таких инструментах должна быть высокой, считает эксперт, поскольку это позволит создавать капиталоемкие объекты без отвлечения бюджетных ресурсов.

    "С некоторыми оговорками этот инструмент можно охарактеризовать как квазисубфедеральный долг, - отметил Андрей Новаковский. - С его помощью финансируется создание государственной собственности, отвечает по нему в конечном счете регион, но в отличие от государственной облигации обязательства по таким облигациям не нужно отражать в долговой книге субъекта. Это очевидный фактор привлекательности для региональных властей".

    Исполнительный директор по рынкам долгового капитала "Райффайзенбанка" Олег Корнилов считает, что проектные облигации могут стать перспективным инструментом финансирования проектов ГЧП. Уже есть несколько примеров успешных публичных заимствований компаниями-концессионерами, в основном это выпуски с обеспечением в форме государственной гарантии. "При оценке потенциала инвестирования в такого рода облигации инвесторы будут уделять повышенное внимание возвратности средств, - сказал эксперт. - На начальном этапе риски реализации проекта очень высоки, поэтому покупатели облигаций будут требовать существенной премии для их компенсации. Более целесообразно, на мой взгляд, выпускать проектные облигации уже на этапе функционирования объекта ГЧП, когда есть фактические денежные поступления".

    Новый закон о секьюритизации позволит эффективно их закладывать в пользу держателей облигаций по российскому законодательству, добавил Корнилов. "Для популяризации этого инструмента нужен дебютный выпуск проектных облигаций под хорошо структурированный и инвестиционно привлекательный ГЧП-проект, скажем, объемом 5-10 млрд рублей под 10-12% годовых и сроком возврата 5-7 лет", - заключил Андрей Новаковский.

    Поделиться