Новости

10.06.2014 00:43
Рубрика: Экономика

Отель окупится за десять лет

Открыть гостиницу в России рентабельнее всего с господдержкой
Гостиничный бизнес привлекает интересы многих инвесторов, начиная от непрофессиональных игроков и заканчивая опытными девелоперами и финансистами. Почему бы и нет, ведь со стороны красиво, вкусно, уютно, да и друзей в "гости" пригласить можно. И вот формируется команда, привлекаются консультанты, проектировщики, дизайнеры, создается бизнес-план и финансовая модель проекта.

Аналитики, финансисты и маркетологи вместе свели все прогнозные размеры инвестиций, внесли строку "непредвиденные", добавили ожидаемый результат операционной деятельности с надеждой на экономическую стабильность, пусть даже и не рост, и увидели результат... Удивились. Окупаемость стремится к показателям 10-14 лет, и показатели дохода на вложенный капитал далеки от "представления о счастье инвестора". Сразу возникает извечный российский вопрос: что делать?

Одна из реальных возможностей оптимизировать бюджет - это найти соинвестора для того, чтобы разделить риски. Однако в гостиничные проекты частного соинвестора найти сложно, но вот государственного вполне реально. Возможности ГЧП в развитии гостинично-рекреационной инфраструктуры есть во всех регионах страны. Например, Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" предусматривает выделение средств на внеплощадочные сети и инфраструктуру, компенсирует часть процентной ставки по кредиту, если проект реализуется с привлечением банковского кредитования.

Просто ли получить деньги и внести проект в программу? Нелегко. Во-первых, требуется узнать, входит ли проект в целом в потенциальные объекты гостинично-туристской инфраструктуры города или региона. Эта информация отражается в местной стратегии о развитии туризма. Внесен ли проект в заявку от региона, были ли такие заявки поданы ранее. Если на все ответ да, то необходимо сформировать предварительную презентацию-обоснование для рассмотрения рабочей группой в Ростуризме. После получения предварительного согласия разработать полный пакет рабочей документации для проекта и согласовать его в Главгосэкспертизе. Затем представить полный пакет на Координационный совет. И лишь потом получить деньги. Практика показывает, что те, кто прошли Ростуризм и Главгосэкспертизу, деньги получают всегда. Как видно из приведенных этапов, инвестору, чтобы получить государственные деньги на внешние сети, требуется реализовать как минимум весь объем инвестиций в проектирование, архитектуру и создать полный пакет рабочей документации. Получить деньги раньше невозможно - это закон. Многие именно тут и спотыкаются, приносят проекты, где документы не готовы, поэтому и получают отказ Координационного совета.

Есть и другой вариант государственно-частного партнерства в сфере получения федеральной поддержки. Это создание проекта на территории любой из Особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Алтае или Байкале, например. Участник такого проекта становится резидентом зоны. Попасть в эту программу несложно.

Необходимо посмотреть генеральный план территории ОЭЗ и найти свободный участок, соответствующий вашей стратегии. Затем нужно разработать предварительную концепцию проекта и бизнес-план. Его необходимо представить на Наблюдательный совет, затем получить статус резидента. Потом остается только разработать рабочую документацию и построить объект согласно проекту. Резидент получит в пользование участок земли безвозмездно, а также все сети до границ участка, включая сети внутри ОЭЗ до границ его участка, ну и, безусловно, дисконтирование на налоговые ставки. Что еще делает ОЭЗ? Зона создает общую концепцию развития, контролирует баланс внутренней конкуренции, продвигает проект на рынке для потенциальных гостей и туристов, создает внутренние дороги, парки, освещение и прочее, организуя таким образом курортную зону в целом.

Третий вариант гостиничного ГЧП-проекта - это сотрудничество с местными властями. Во всех регионах есть свои программы развития индустрии гостеприимства и туризма. Эти программы тоже поддерживаются деньгами и субсидиями, хотя, безусловно, не в том объеме, что федеральные.

Для этого нужно обратиться в местное министерство по туризму, познакомиться и расспросить про существующие цели и задачи региона, возможности и ограничения. В 70% случаев инвестор найдет поддержку и получит информацию о возможностях ГЧП. Применимость такого сотрудничества уже будет за решением инвестора. Какую поддержку дают локальные власти - технические условия, региональные налоговые льготы, помощь в согласованиях, зависит от конкретного субъекта РФ.

Многие инвесторы хоть и считают, что государство подчас мешает делать бизнес в России, однако именно в туристском сегменте создание программ государственно-частного партнерства позволяет им реализовывать проекты по всей стране. Да и банки при рассмотрении кредитных заявок лояльнее относятся к проектам, имеющим статус ГЧП.

Экономика Бизнес Экономика Туризм