10.06.2014 23:20
    Поделиться

    МВД называет саботаж возможной причиной падения "Протона"

    Могла ли ракета упасть из-за саботажа на производстве?
    МВД завело уголовное дело по факту саботажа в Центре Хруничева, передает газета "Известия". По словам экспертов, следствие рассматривает две версии: сознательные действия либо малограмотные действия профессионально плохо подготовленного рабочего персонала.

    Проверяются обе. Но в личных разговорах эксперты склоняются к тому, что проблема скорее кроется в низкой подготовке кадров и производственной дисциплине.

    Напомним: межведомственная комиссия, которая расследует причины аварии ракеты "Протон", в результате которой в мае был потерян самый современный и навороченный российский спутник "Экспресс АМ4Р", в числе основных причин рассматривает разрушение подшипника турбонасосного агрегата рулевого двигателя третьей ступени. Как говорят специалисты космической отрасли, есть телеметрия. Моделируется и проверяется, что могло или чего не могло быть. Все версии космических специалистов - технические.

    Почему рассматривается саботаж? Как поясняет эксперт "РГ", генерал-майор запаса, бывший главный специалист Вооруженных Сил РФ по космосу Владимир Уваров, версия, связанная с человеческим фактором, в том числе с намеренным нарушением технологических норм производства, рассматривается при расследовании абсолютно любой аварии и инцидента. Это стандартная процедура.

    Что касается данного ЧП, то, как ранее говорил председатель межведомственной комиссии Александр Данилюк, у комиссии нет каких-либо данных, указывающих на это. По результатам работы в КБ химавтоматики и на Воронежском механическом заводе, где производят рулевые двигатели, а также на ракетно-космическом заводе в ГКНПЦ имени М.В.Хруничева комиссия не выявила каких-либо нарушений, которые могли бы стать непосредственной причиной аварии.

    - Есть так называемая конструктивная надежность ракеты, космического аппарата, - говорит, в свою очередь, генерал-майор запаса Владимир Уваров. - То есть то, что нужно, конструкторы предусмотрели. А дальше идет уже технологическая надежность, где очень силен человеческий фактор. Не так что-то припаяли, пошла стружка и т.д. В советское время все этапы создания космической техники сопровождались на производстве военпредовским контролем. И это было очень серьезно. Почему? Вывести из строя космическую технику исключительно просто. Чем более высокотехнологичное изделие, тем оно более "тонкое". Да, существуют, двойные, тройные системы резервирования. Но есть "точки", которые не троируются.

    И сегодня, и в прошлом причина многих аварий, по мнению эксперта, элементарное разгильдяйство. Он привел в пример давнюю аварию ракеты "Протон", на запуске которой он присутствовал на Байконуре. "В ходе расследования тогда выяснилось, что токарь на заводе, вытачивая один небольшой цилиндр, который играет роль поршня в системе топливной магистрали при давлении 150 атмосфер, случайно снял "фасочку", - рассказывает Уваров. - Под нее попала частица в 200 микрон. Представляете? И вот этот поршень она и застопорила. Двигатель не стал работать, и ракета грохнулась".

    История нашей космонавтики знает и другие случаи. Например, при наземных испытаниях аппарата стали выявляться похожие дефекты деталей. Стали разбираться. Пошли по технологической цепочке, и обнаружилась странная закономерность: все детали изготавливались одним и тем же токарем, и в определенные дни. А именно - после зарплаты. Оказалось, токарь прилично пил, и дни, когда он вытачивал детали, были именно после получения им заработной платы. Даже такие всплывали вещи.

    В 2010 году ошибка в расчетах привела к переливу топлива при заправке разгонного блока ДМ-03, из-за чего страна потеряла три спутника "Глонасс-М". В 2011 году спутник "Экспресс-АМ4" был выведен на нерасчетную орбиту из-за неточности в циклограмме работы разгонного блока…

    Как считает эксперт, наши космические неудачи - следствие разрушения той мощной структуры, которая была в свое время создана для развития отечественной космической программы. Вспомним: на "Буран" работали полторы тысячи предприятий 72 министерств и ведомств. И это на один космический аппарат!

    В свое время были брошены все силы на создание своей элементной базы.

    - Помню, для орбитальной станции "Алмаз" надо было изготовить девять баков, - говорит Уваров. - Изготовили двенадцать! Все дублировалось. И это сказывалось на качестве. Откуда "головники" берут сегодня комплектующие? На рынке по дешевке или у серьезных поставщиков? Когда-то мы запускали по 100-110 космических аппаратов в год. У тех же американцев наши технологии вызывали настоящую зависть.

    Поделиться