Владимир, ваши главные впечатления от Бразилии?
Владимир Стогниенко: Это очень живописная, не очень чистая, не очень безопасная, очень футбольная и дорогая страна. Цены в Рио-де-Жанейро - как в Москве. Думаю, что во время чемпионата мира они будут даже выше.
Сколько городов вы объехали?
Владимир Стогниенко: Мы были в пяти городах - в Рио, Сан-Паулу, Белу-Оризонти, Куябе и Куритибе. Из этих городов три - те, которых играет сборная России, в одном будет полуфинал и в одном состоится матч-открытие чемпионата мира.
Загадочная Куяба - это?
Владимир Стогниенко: Это глухая провинция, очень далеко от побережья. Самый центр Южной Америки по геодезическим измерениям - там стоит стела, сообщающая, что это центр материка. Постоянно жарко, почти сорок градусов. В июле прохладнее, средняя температура 24-25, но легко может доходить и до 30. Довольно много людей с индейской кровью. Всего в городе живет полмиллиона человек. Серьезной футбольной команды у них нет, но стадион хороший, типа "Арены-Химки", только больше значительно.
Они стадион построили без авралов и срывов сроков?
Владимир Стогниенко: Да, проблем никаких нет, все отлично со стадионом. Они там только аэропорт доделывали. Он такой…. немножко побитый. В Куябе цены пониже, чем в больших городах, рыбная кухня хорошая. Недалеко есть огромный заповедник Пантанал, фактически огромное болото, но до него километров двести надо ехать. Водятся анаконды и прочая живность такого же рода. Но если туда ехать, я бы рекомендовал от желтой лихорадки привиться.
Вы прививались?
Владимир Стогниенко: Нет, но в этот раз привьюсь обязательно. Несмотря на то, что в Рио или Сан-Паулу лихорадку поймать сложно. В Куябе - не знаю, а уж если кто в Манаус доедет, тогда прививка точно нужна. Я в Рио и так заболел непонятно чем, килограммов 7 сбросил.
Температура была высокая?
Владимир Стогниенко: Да, плохое самочувствие два дня, капельницами все руки истыкали. Одним словом, озаботьтесь обязательно хорошей медицинской страховкой. Если, не дай бог, недомогание - срочно к врачу. Мне изначально ставили диагноз - лихорадка Денге, ее комары переносят. Она есть и в Рио, и в Сан-Паулу. Привиться от нее нельзя, многие местные ею болели не по одному разу. Когда заболеваешь, температура очень высокая, неделю лежишь, тебе ставят капельницу от обезвоживания и ждешь, пока пройдет. Другого лечения нет. Но, видимо, у меня было что-то другое, потому что температура держалась всего два дня. И все равно тяжело, ведь работать надо было. Наверное, одна из самых трудных моих командировок. Если присмотреться к бразильским выпускам "Планеты футбола", то у меня кое-где руки все в синяках, как у наркомана. Значит, только что из-под капельницы, а не все медсестры ловкие. Полицейские на меня посматривали, потому что в Бразилии проблема наркомании существует и достаточно серьезная.
Слышал, что Куритиба - самый европейский город из тех, где будет чемпионат. Правда?
Владимир Стогниенко: Да, это очень европейский город, там много потомков иммигрантов из Европы - украинцев, поляков, немцев. В Бразилии вообще так: города на севере, например, Сальвадор - преимущественно черные, Рио - перемешанный, а Куритиба - скорее белый город. В Куритибе система общественного транспорта, которую во всем мире изучают, как образец. Автобусы ходят по типу метро - остановка, турникет, станции пересадок есть, выделенные полосы. Они первыми такое придумали. Мы делали интервью с бывшим мэром, который эту систему внедрял. Хороший уютный город, прохладный - там как раз может до 10 градусов опуститься температура. Видели гостиницу, где сборная остановится на два дня, но стадион был не готов. Не до такой степени, как в Сан-Паулу, но отделочные работы еще шли. Хотя организаторы уверяли, что все успеют.
В Сан-Паулу стадион - самый проблемный?
Владимир Стогниенко: Мы даже не попали на него, хотя договоренность была. Стройка шла полным ходом, но когда мы туда приехали, с лесов сорвался рабочий и погиб. Стадион закрыли на неделю, пока расследование шло. Ездили к арене, и там именно что стройка - краны стоят, работа кипит. Вообще проблема недоделок существует. Я не думаю, что она глобальная, потому что большая часть стадионов закончена. Но где-то аэропорт приводят в порядок, где-то вокзал, где-то для общественного транспорта полосу строят - не доделано по мелочи достаточно много.
В прессе постоянно появляется информация о протестах населения против чемпионата мира, о забастовках.
Владимир Стогниенко: Это Латинская Америка. Люди там вообще любят забастовки и протесты, добиваются повышения заработной платы. В общем, пытаются улучшить качество жизни. Мне кажется, что ничего особенного не происходит. Во-первых, протестовать против чемпионата мира за месяц до его проведения - это как предохраняться на девятом месяце беременности, чего уж тут. Думаю, что все пройдет относительно тихо, мирно и спокойно. Опыт во время Кубка конфедерации был, они его усвоили. Во-вторых, мы очень много общались именно с полицией, и они говорят, что ничего страшного не должно быть во время чемпионата мира. А если случится, то они готовы.
По вашим личным ощущениям тема безопасности, криминала, насколько актуальна?
Владимир Стогниенко: В больших городах существует такая проблема, есть некоторое напряжение на улицах. Но надо понимать, что полиции будет много, надо стараться никуда не ходить ночью одному, передвигаться только на вызванных такси. Днем - попроще, но дорогих вещей не надо носить. Если кто-то с оружием нападет - отдать ему 50 долларов и сильно не расстраиваться.
Вы там таскали дорогую аппаратуру - не опасно было?
Владимир Стогниенко: Нас было пять человек, пять здоровых мужиков со штативами. Чтобы нас ограбить, нужна была вооруженная банда. Поэтому у нас все было нормально. К тому же там полиция хорошо работает, четко. Даже днем - мы снимали в выходной день в центре Сан-Паулу. Полицейский увидел нас, подошел поближе, и пока мы работали, он стоял рядом, в пятидесяти метрах. Очень много разговоров идет про фавелы. Но туристам в фавелах нечего делать. Туда просто не надо ездить, только если большими группами. Я был в Йоханнесбурге на экскурсии в Соуэто - это примерно то же самое. Вроде все спокойно, но если есть опасения - не надо любопытствовать. И еще - смотрите внимательно, головой вертите по сторонам. Ничего страшного нет, хотя риск быть ограбленным в Латинской Америке достаточно высок. В Бразилии ведь очень заметно расслоение населения на бедных и богатых. И когда есть такой контраст, периодически появляются грабители.
Что экстремальнее - Бразилия или Южная Африка?
Владимир Стогниенко: В Йоханнесбурге хуже. Там мы по улицам вообще не ходили, за исключением района, где жили, а это был китайский квартал. В ЮАР очень важно, что ты белый, а не черный.
В Бразилии такого нет?
Владимир Стогниенко: Нет. Там вообще нет проблемы расизма, ее не может быть, потому люди разные, и они все бразильцы - любого цвета. А в Йоханнесбурге по-другому. Когда ты, белый, идешь по улице, ты привлекаешь внимание. Не то чтобы злобное, но ты понимаешь, что это важно, и на тебя смотрят. Неприятное ощущение, я впервые с таким столкнулся. Смотрят как-то пристально. В Бразилии такого нет.
Какие еще отличия двух этих чемпионатов?
Владимир Стогниенко: В Африке это было что-то вроде национальной, даже континентальной идеи: мы проведем чемпионат мира. И все были ею проникнуты. Они действительно провели хороший чемпионат мира. В Бразилии такого нет. Уже понятно, что многие вовсе не в восторге от турнира. Не то чтобы все. Разумеется, большая часть "за". Но есть люди, которые думают иначе. Это тоже надо понимать. Поэтому никакого пиетета перед журналистами, перед иностранцами не будет.
Что возьмете с собой в Бразилию и остальным рекомендуете?
Владимир Стогниенко: Видимо, придется одежду брать разную, потому что климат будет разный. Но мне в этом смысле попроще, все-таки я в основном в Рио и Сан-Паулу буду.
А лекарства?
Владимир Стогниенко: Лекарства есть и в Бразилии, там все нормально с фармацевтикой. Но учтите, что антибиотики не продают без рецепта, просто так их нельзя купить.
Что с обменом валюты?
Владимир Стогниенко: Лучше деньги менять не в банках, а в обменниках, там курс выгоднее. Но в целом не такая огромная разница. Еще возьмите зонтик, потому что могут быть дожди. И будьте осторожны.
Какие сувениры, помимо футбольных, стоит везти?
Владимир Стогниенко: Из Бразилии я привез кофе и черную фасоль, о которой много слышал. Больше ничего. И попробуйте свежевыжатые соки. Их в Бразилии очень много.
Творческие планы ВГТРК и ваши личные на этом турнире? Уже знаете, на каких матчах будете работать?
Владимир Стогниенко: Во-первых, мы будем освещать все матчи. Даже те, которые покажет Первый канал. Они будут транслироваться и на России-2 в записи, и на Спорте-1 в HD-качестве, и на Спортбоксе. Юрий Розанов и еще несколько комментаторов будут работать на матчах из Москвы. В Бразилии у нас четыре комментатора на 32 матчах.
По восемь на каждого?
Владимир Стогниенко: Не уверен. Там кто-то позже уезжает, кто-то раньше. Я еду на весь срок. Получается, пять недель.
А кто еще из комментаторов поедет?
Владимир Стогниенко: Рома Трушечкин, Саша Неценко и Саша Гришин. Кто на какой точно срок и кто где базируется - я точно сказать не могу, потому что не в курсе. Я буду работать в Рио и Сан-Паулу. У нас специализация не по командам или группам, а по городам, потому что логистика тяжелая в такой стране. Бразилия большая, с разными климатическими поясами, поэтому выбрали такую схему.
Это какой по счету ваш крупный турнир?
Владимир Стогниенко: Третий чемпионат мира. Еще два чемпионата Европы, и две Олимпиады - зимняя и летняя.
У комментатора есть какой-то мандраж перед такой поездкой? Все-таки Бразилия, футбол…
Владимир Стогниенко: Сейчас-то нет, наверное, на стадионе будет. Это такое приятное чувство. Чемпионат мира в Бразилии я хотел всегда посетить. Мы все читали в детстве выдающуюся книжку Игоря Фесуненко "Пеле, Гарринча, футбол". Когда я ее листал, даже не предполагал, что можно поехать в Бразилию. Тогда был 1992 год, это как на другую планету, на Марс слетать. И вот своими глазами увидел…Футбол для них - это, конечно, все. Я встретил только одного бразильца, который сказал, что футболом не интересуется. В Москве в аэропорте Домодедово. Я подальше отошел от него - думаю, какой-то странный парень. Женщины, дети, в любом городе, даже в Куябе, где команда третьей лиги - все разбираются в игре, болеют. Система футбольная там своеобразная, с чемпионатами штатов. Мы были в Белу-Оризонти на матче чемпионата штата Минас-Жерайс между "Атлетико Минейро" и "Крузейру" - полные трибуны. Я пошел пить кофе в кафе, которое уже не в чаше стадиона, а с внешней стороны. И чувствую, что у меня бетонный пол под ногами ходуном ходит от того, как на трибунах болеют. Стадион хороший, добротный, хотя сам футбол, понятно, своеобразный. Либо молодые ребята, либо те, кто вернулся доигрывать. Впрочем, деньги в бразильском футболе сейчас появились приличные, уже нет необходимости всем ехать в Европу - уезжают только лучшие. Местная экономика вообще весьма мощная. Бразилия богатая страна, там много чего есть. Что именно есть на востоке - сказать точно никто не может, потому что там людей живет мало, джунгли. А вообще - в Бразилии полным-полно деревьев, полезных ископаемых, животных, людей, еды. Всего много и очень красочно.
Кого видите фаворитом чемпионата?
Владимир Стогниенко: Не буду оригинален - скорее всего, бразильцы. Я почему-то за них болею. До полуфинала могут дойти итальянцы, а вот с немцами сложная ситуация, учитывая их кадровые проблемы в атаке. Испанцы так надоели уже, что чем раньше они вылетят, тем я сильнее обрадуюсь. Но у них тоже сильная команда. Аргентинцы - как всегда, вроде атака мощная, но чего от них ждать - не совсем ясно. Голландцы - я там некоторых футболистов вообще не знаю. Молодые ребята из чемпионата Голландии. Только фамилии слышал.
А для души - за кого болеть будете?
Владимир Стогниенко: Я за итальянцев. Еще уругвайцы очень мне симпатичны. Если Суарес поправится, то страшная банда получится. Злобная, грамотная, сильнейшая атака - лучше пары Суарес - Кавани ни у кого нет. Два абсолютно разных нападающих, которые замечательно дополняют друг друга. Они могут опять до полуфинала дойти, как в 2010-м, хотя команда немножечко постарела за это время.
Есть мнение, что, по крайней мере на групповом этапе, чемпионат мира немножко уступает по уровню Евро…
Владимир Стогниенко: Да и на групповом этапе чемпионате Европы в последнее время есть откровенно унылые матчи, а что будет в 2016 году, когда будет 24 команды участвовать, я даже представлять не хочу. Просто скучный футбол неважного уровня.
Ну а в Бразилии вот Гондурас будет.
Владимир Стогниенко: Здесь хоть экзотика. Болельщики, какие-то команды веселые, которые больше не увидишь нигде. А на чемпионате Европы, когда сойдутся, не хочется никого обижать…. Ну, например, Черногория и Словения. Может быть, для бывшей Югославии это принципиально. Но всем остальным - что, интересно смотреть? Государств на карте появилось больше, чем раньше, а сборные от этого сильнее не становятся.
Как оцените наших соперников по группе. Бельгия - понятно фаворит...
Владимир Стогниенко: Думаю, ее переоценивают. Конечно, очень хорошие футболисты собраны, прекрасные… Но все же это первый крупный турнир Бельгии после большого перерыва, опыта немного. У Южной Кореи приличные люди в Европе играют - в Германии, Англии. Достаточно молодая команда и дисциплинированная. Алжир - посмотрел на их состав, и мне он очень не понравился. Оказывается, я многих игроков знаю хорошо по чемпионатам Франции и Италии. Например, Гулам играет в "Наполи" левого защитника. Это зверь, реальный зверь. И цепкий, и в атаку бежит. Там есть игроки умелые, плюс команда тягучая. То есть очень неприятный соперник.
Что скажете по поводу сборной России?
Владимир Стогниенко: Мы будем в 1/8 финала, и если не наскочим на немцев, то, уверен, пройдем и дальше. Если попадем на Португалию, то мы их обыграем, убежден в этом. Хотя, в принципе, выход в 1/8 финала будет большим достижением. Учитывая, что с 1986 года в плей-офф чемпионата мира не играли.
Ваш оптимизм по поводу того, что мы выйдем из группы, основан на составе или на главном тренере?
Владимир Стогниенко: На тренере. Мы с бразильскими журналистами разговаривали. Они мне: "У нас Неймар". Я парирую: "А у нас Капелло". Они сразу признают: "Да, у вас Капелло". Он не то чтобы идеален, но, думаю, это сильнейшая сторона нашей сборной.
Ваши ощущения от его работы?
Владимир Стогниенко: Я с ним несколько раз общался. Мы делали интервью, в том числе первое большое телевизионное интервью в России. Он очень жесткий, очень умный, очень целеустремленный. Кстати, умеющий быть очень обаятельным, если ему надо.
Подкупает, что, в отличие от предшественников-голландцев, он здесь работает все время, на футбол ходит.
Владимир Стогниенко: Я не буду его идеализировать. Безусловно, и недостатки есть. Он человек, который приехал зарабатывать деньги, но он честно их отрабатывает. Все, что от него ждали, он сделал. Сборную обновил, продолжает обновлять ее и сейчас, когда уже никто не ждал новых людей в составе. Потому что дальше планирует работать. На чемпионат мира вышел. А игра, которую сборная покажет в Бразилии, будет отличаться от футбола годичной давности. У Капелло есть время до чемпионата мира - он сможет спокойно поработать. И потом, есть еще одна важная вещь. Будучи специалистом мирового уровня, Капелло понимает, что не реализовал себя, как тренер сборной. У него есть честолюбие, для него это важно. Если он выведет нас в четвертьфинал, тогда можно считать, что и на уровне сборных много добился. Мы средняя сборная, чего там греха таить. Вывести такую команду в четвертьфинал - достижение серьезное.
Вы очень удивились списку игроков, которых вызвал Капелло?
Владимир Стогниенко: Да. Но я, например, еще раньше вызову Козлова удивился. А он как вышел в Лондоне против Бразилии - и нормально отыграл. Можно спорить, например, надо ли брать Алексея Березуцкого. Наверное, стоило бы опытного человека пригласить. Но это такие частные вещи, а не общая линия. А вообще стратегия Капелло - очень умная.
У вас какие позиции вызывают наибольшие опасения? Есть проблемные?
Владимир Стогниенко: Явные? Не вижу. Вратарь у нас хороший, может быть, не совсем ровно он провел сезон, но мы прекрасно знаем возможности Игоря Акинфеева. Оборона опытная, сколько лет играющая вместе. В центре поля Глушаков неплохо смотрелся, правда, концовка сезона у его клуба получилась нервная. Роман Широков опять-таки. На флангах тоже есть на кого посмотреть. В атаке очень верю в Кокорина. Если он дальше будет прогрессировать, то может где-нибудь в Европе оказаться. Если захочет. Он вроде бы выражал такое желание.
Почему Дзюбы нет в сборной, на ваш взгляд?
Владимир Стогниенко: Дзюбы нет, потому что схему с мощным форвардом Капелло пробовать не собирается. И потом, одно дело в РФПЛ забивать, а другое - с каким-нибудь Серхио Рамосом бодаться в воздухе. Наверное, Капелло не верит, что сумеет себя Дзюба реализовать. Может быть, он неправ. Но вот он такое решение принял. У нас вообще нет мощных нападающих. Видимо, тренер считает, что эффективнее будет играть в быстрое нападение с насыщенной полузащитой. Мы имеем право с ним соглашаться или спорить. Но это - взвешенная позиция. Она, может быть, неверная, но за результат-то тренер отвечает.