Новости

18.06.2014 00:09
Рубрика: Культура

Дворцовый поворот

Застройки вокруг "Архангельского" не будет
14 и 15 июня в поместье князей Юсуповых "Архангельское" в 11-й раз прошел фестиваль "Усадьба Jazz". Благодаря этому проекту в усадьбу возвращается культурно-развлекательная жизнь, но основной задачей для музея остается сохранение архитектурного и культурного наследия. Подробнее об этом "РГ" рассказал директор Музея-усадьбы "Архангельское" Андрей Бусыгин.

Андрей Евгеньевич, вы не один год работали заместителем министра культуры, а чуть более года назад возглавили музей-усадьбу "Архангельское". С чем неизвестным в работе вам пришлось столкнуться в новом качестве?

Андрей Бусыгин: Это совсем другая работа: сотрудник министерства ассоциируется у меня с Карениным и его неким политическим проектом, а директор музея-усадьбы - с Левиным и его хозяйством.

Понимаю, что в музее-усадьбе и парк есть, и газоны надо стричь, но все же главная задача - сохранять музейные ценности. Недаром в федеральном законе о музеях и музейном фонде в Российской Федерации функция хранения - на первом месте.

Андрей Бусыгин: Эта функция на первом месте потому, что она - изначальная. Не будет надлежащего хранения - нечего будет изучать, нечего будет показывать посетителям музея. Музеи - это же не склад ценностей, где они годами лежат на полках. Люди должны видеть музейные предметы, а задача музейного работника - показать их так, чтобы люди пополнили свои знания, чтобы посещение музея было интересным и содержательным. Посещаемость - это вообще один из важнейших критериев, по которым сегодня министерство культуры оценивает итоги работы музея.

Вот о посещаемости "Архангельского" хотелось бы поговорить подробнее. Как мне представляется, самым массовым по посещаемости является фестиваль "Усадьба Jazz", который, строго говоря, вообще не является музейным мероприятием. Какая еще работа ведется в музее для привлечения посетителей?

Андрей Бусыгин: Фестиваль "Усадьба-джаз" пришел в Архангельское 11 лет назад в то время, когда дворец был закрыт на длительную реставрацию и главным объектом музейного показа был уникальный регулярный парк, окружающий его. Представляете себе, в 1985 году дворец закрыли на реставрацию, и только в 2009 году первые три зала были наконец открыты для посетителей. То есть почти четверть века в музее не было главного предмета показа этого музея - дворца! Сейчас все изменилось: еще один зал - Парадную столовую - мы открыли в мае прошлого года. В декабре начали показ Императорского зала. Совсем недавно посетители получили доступ в Парадную спальню и южный салон Юбера Робера. На очереди - открытие Антикового зала и северного салона Робера. Ну а потом последуют музыкальная гостиная, салон Ротари, зал Тьеполо, кабинет князя - еще много залов. Открывали бы быстрее, но сдерживает нехватка средств на реставрацию картин, их исторических рам, мебели… На втором этаже дворца разместили выставку французской живописи из наших фондов. Открытие залов и выставки активно анонсировали в СМИ, и посетители не заставили себя ждать - наше экскурсионное бюро полно заказов на экскурсии. Во дворце и театре Гонзага часто проходят концерты классической музыки. При поддержке Минкультуры России начали проводить музыкальный фестиваль "Дворянское гнездо" - уже провели его в октябре прошлого года и совсем недавно - 31 мая - 1 июня. Посетители довольны. Готовим интересные выставки. Планов, одним словом, много. Постепенно осваиваем наше музейное пространство, стараемся сделать его более интересным, более ухоженным.

 /></a></div>
<div id=

 

 
 

Что значит - более ухоженным?

Андрей Бусыгин: Мне очень не нравится запущенность, неопрятность значительной части территории музея-усадьбы, которая буквально бросается в глаза: потрескавшиеся асфальтовые дорожки, бурелом вдоль Императорской аллеи - а это в непосредственной близости от Дворца! Саму аллею мы недавно более-менее привели в порядок - спасибо администрации Красногорского района и дорожным службам. Но это - только начало. Да, мы стремимся поддерживать в порядке наш регулярный парк, хотя и здесь есть большие трудности. В частности, с формированием крон деревьев и кустарников, которое проводится в зимний период. Это надо делать профессионально, а подрядные организации, которые выигрывают тендеры на уход за парком, таких специалистов зачастую не имеют. Что же касается обширных территорий к северу и западу от Дворца - они вообще пока остаются "дикими".

В чем же дело? Вы говорили, что дворец долго реставрировался. А что мешало приводить в порядок территорию?

Андрей Бусыгин: Прежде всего - нехватка средств.

А что же Попечительский совет музея-усадьбы? Он же был создан, если не ошибаюсь, в 2002 году. Если есть нехватка бюджетных средств, задача Попечительского совета - помочь их найти. В других музеях это, по крайней мере, именно так происходит.

Андрей Бусыгин: У нас, к сожалению, было не так. Все время своего существования Попечительской совет пребывал исключительно в заботах по включению в территорию музея-усадьбы все новых и новых земельных участков, расположенных за оградой музея и не имеющих никаких объектов музейного показа.

Попечительский совет музея, состоящий преимущественно из членов Английского клуба, куда много лет входил и прежний директор музея, лоббировал идею строительства вблизи музея туристско-рекреационного комплекса. Собственно, для его строительства и велась вся эта борьба за земельные участки. По сути, это был Попечительский совет при Английском клубе, цели которого весьма далеки от музейной деятельности.

Да, действительно, Олег Матвеев, председатель Правления Английского клуба, и сопредседатель Попечительского совета музея-усадьбы "Архангельское", неоднократно рассказывал в СМИ о том, что помогает музею вернуть земли, которые необходимы ему для развития инфраструктуры. Но разве создание инфраструктуры музея не способствует развитию музейной деятельности?

Андрей Бусыгин: Смотря что понимать под инфраструктурой. Если инфраструктура - это гостиницы, боулинг, тренажерные залы, коттеджи и прочее, то, как вы понимаете, эти объекты не имеют никакого отношения ни к инфраструктуре музея, ни к музейной деятельности. Но именно создания такой "инфраструктуры" добивалось ООО "Культурный центр "Архангельское", созданное одновременно с Попечительским советом в 2002 году. И учредителями его выступили, помимо Музея-усадьбы "Архангельское", опять же Московский Английский клуб и коммерческие структуры господина Матвеева. Проект, к счастью, так и не удалось реализовать, а музей год или два назад из числа учредителей этого ООО вышел. Но уж, к слову сказать, наши предприимчивые попечители много лет и сам музей использовали, по сути, как свою личную "инфраструктуру" - музейные площади предоставлялись для проведения мероприятий, не связанных с музейной деятельностью, все тому же Английскому клубу. Что же касается действительного попечения о нуждах музея, таких как финансирование реставрационных работ, спонсорская помощь при научных исследованиях, издании книг, проведении выставок и прочее, то здесь Попечительский совет, к сожалению, не проявлял никакой активности. В итоге министерство культуры РФ, насколько я знаю, приняло решение о реорганизации Попечительского совета и формировании его нового состава с новыми задачами. Надеюсь, что новые попечители не будут, как прежние, "защищать" нас неизвестно от кого, а начнут нам реально помогать.

Хорошо, оставим деятельность Попечительского совета, и вернемся к развитию музея. Полтора года назад музей приобрел права на лесные участки, расположенные вблизи территории музея-усадьбы. Эти леса всегда принадлежали Юсуповым, и, приобретая лесные участки, музей способствовал возрождению усадьбы "Архангельское". Однако вы неоднократно высказывались о том, что эти лесные участки для музея обременительны. А разве музей не должен воссоздать усадьбу в ее первоначальном виде? Не это ли является целью развития музея?

Андрей Бусыгин: Нет, цель развития музея - это развитие музейной деятельности для удовлетворения интересов людей в просвещенном досуге. Основой для нашей музейной деятельности является ансамбль усадьбы Архангельское - объект культурного наследия федерального значения, взятый под государственную охрану в 1960 г. на основании постановления СМ РСФСР № 1327, а не все огромные земельные владения, когда-то принадлежавшие Юсуповым.

Содержание лесов для музея - действительно, обременительно. До моего прихода на работу в музей ему оформили передачу 133 гектаров лесов на Лохином острове "в научно-исследовательских целях". И что мы там будем исследовать? Весной этого года я уже получил предписание Администрации Красногорского района: проведите противопожарные мероприятия - а это многие миллионы рублей. Не проведете - штраф за административное правонарушение.

Территория музея-усадьбы - это 62,7 га. Это "ядро" бывшего имения Юсуповых, общая площадь которого была почти 600 га. Недавно музей-усадьба присоединил еще 1,4 га под театром Гонзага. Это для нас важно и крайне нужно - уникальный театр, который в 2018 году отпразднует свое 200-летие - памятник истории и культуры мирового значения, а земля под ним до последнего времени к территории музея-усадьбы не относилась. Что же касается земель лесного фонда, расположенных на месте бывших рощ, как веером окружавших в прошлом "ядро" усадьбы, сильно сомневаюсь, что их надо включать в состав территории музея-усадьбы.

Но почему? Ведь передача лесных участков музею гарантирует, что эти участки не будут застроены и вплотную к Ансамблю не приблизится среда населенного пункта. Разве окружение Ансамбля не влияет на его восприятие?

Андрей Бусыгин: Конечно, влияет. Сохранение зеленого пояса вокруг ансамбля усадьбы "Архангельское" очень важно! Но что касается возможности застройки этих земель, то я полагаю, это и так невозможно. Лесные участки с 30-х годов ХХ века находятся в ведении органов лесного хозяйства, и, несмотря на то, что земли в ближайшем Подмосковье в градостроительном плане развиваются очень быстро, эти лесные участки до настоящего времени никто не сумел застроить, и это не случайно. Дело в том, что категория у этих земель - "земли лесного фонда", леса отнесены к разряду защитных лесов лесопаркового пояса Москвы. А земли Лохина острова - это вообще земли природного заказника. Застроить такие лесные участки и земли по закону абсолютно невозможно. Так что настоящими гарантиями для "Архангельского" являются просто неукоснительное и строгое исполнение действующего законодательства Российской Федерации.

Однако общественность обеспокоена передачей лесных участков в аренду группе компаний "Ренова", поскольку всем хорошо известно, что в состав группы входят структуры, активно занимающиеся застройкой.

Андрей Бусыгин: Насколько мне известно, в компанию входят и структуры, активно занимающиеся благотворительной деятельностью. Что же касается общественного мнения по вопросу использования лесных участков, то мне представляется, что настоящего мнения тех людей, которые проживают рядом с этими лесами, никто и не спрашивал. Вот посудите сами. Если предположить, что эти леса музей будет использовать так, как их использовал Юсупов во времена существования усадьбы, то в них необходимо прорубить просеки для конных прогулок, а большую часть лесов вообще вырубить, так как в юсуповские времена на их месте были пахотные поля, пересеченные межевыми рвами. Лавочек, беседок, благоустроенных дорожек для прогулок и велосипедов, освещения и урн для мусора, т.е. того, что мы привыкли видеть в современных парках, в рощах Юсупова не было и быть не могло. Крепостные крестьяне в лес на шашлыки не ходили. Теперь же жители окрестных деревень считают эти леса своими и хотят в них отдыхать. Поэтому обустройство в лесах современной прогулочной среды, разумеется, без шумных аттракционов, отвечает интересам местного населения и не скажется негативным образом на восприятии ансамбля. Кстати, на тех участках вблизи с Дворцом, которые я назвал "дикими", мы также планируем создать рекреационную зону, и там тоже надо будет поставить скамейки, урны для мусора, возможно, и беседки.

А вдруг "Ренова" все же захочет немного подзаработать на аттракционах?

Андрей Бусыгин: Ну не смешите - у них есть на чем зарабатывать. Тем более, что это никак не возможно: музей и Минкультуры России отозвали свои иски к "Ренове" только после того, как компания внесла в договоры аренды позицию о том, что все проекты, осуществляемые на арендованных лесных участках, должны быть согласованы с Минкультуры России. Таким образом, все под контролем.

А вообще, помогает или мешает Вам в работе пристальное внимание общества к проблемам Архангельского?

Андрей Бусыгин: Вряд ли Вы сейчас встретите руководителя, который скажет, что общественное мнение ему мешает. Впрочем, вряд ли кто скажет, что и помогает. Однако, если говорить серьезно, все мы хорошо знаем, что в эпоху электронных СМИ и соцсетей общественным мнением можно очень легко манипулировать. И с помощью "общественного мнения" манипуляторы могут решать свои вполне конкретные задачи, не имеющие никакого отношения к проблемам, которые волнуют общество. Люди, как правило, доверчивы и часто, не разобравшись в сути дела, выслушав только одну сторону, готовы подписывать петиции и идти на баррикады. Как директор, гарантирую: работа музея всегда будет открыта для по-настоящему транспарентного общественного обсуждения. Но манипулировать общественным мнением, прикрываясь именем музея и его якобы насущными интересами мы не позволим. Помимо нового Попечительского совета при музее создается новая общественная структура - Общество друзей Архангельского, на деятельность которой мы возлагаем большие надежды как по части привлечения средств на реставрационные работы, так и по части увеличения потока туристов. Ну а лично я всегда рад поделиться с журналистами своими планами и ответить на все вопросы, волнующие общество. От людей не прячусь, много общаюсь с посетителями музея и местными жителями.

Как вы считаете, далеко ли то время, когда музей-усадьба "Архангельское" вернет себе былую славу одного из самых посещаемых музеев в России?

Андрей Бусыгин: По посещаемости с Петергофом наш музей все равно никогда не сравняется. На то есть объективные причины. Но вернуть "Архангельскому" былую славу считаю своей обязанностью. И весь наш музейный коллектив на это нацелен. Дело это нелегкое. Работа предстоит большая. Но, как говорится, дорогу осилит идущий, и главное здесь - двигаться в правильном направлении.

"Архангельское": пейзаж после битвы

После нескольких лет судебных споров и разного рода заявлений защитников "Архангельского" можно сказать, что сейчас ситуация вокруг этого памятника стабилизировалась. Ансамбль "Архангельское" защищен на сегодняшний день не только мнением общественности и поручениями власти, которые были даны, но и новыми правилами охраны этой усадьбы, которые были приняты и в корне изменили ситуацию вокруг "Архангельского".

Напомню, что был разработан и утвержден предмет охраны ансамбля "Архангельское" и его территории. Данный документ зафиксировал "статус-кво" усадьбы. Территория памятника получила твердый правовой режим, записаны все необходимые требования к его охране. С этими требованиями ознакомлены все субъекты, которые вовлечены в деятельность вокруг усадьбы "Архангельское". Это и сам музей, и органы власти, и иные хозяйствующие субъекты, получившие право пользования земельными участками на этой территории.

Закончились многолетние тяжбы с минобороны - отмечу, что сейчас у нас единая позиция в сфере сохранения объектов культурного наследия, находящихся на этой территории. Завершился судебный процесс с компаниями группы "Ренова" - Министерство культуры РФ установило полный контроль над деятельностью этих организаций на арендуемых ими территориях - по соглашению никаких действий без разрешения минкультуры на охраняемых территориях проводиться не может. Нами запущены другие судебные процессы, имеющие важное значение для хозяйствования на территории объекта культурного наследия. Не все вопросы решены - еще многое предстоит сделать, но в целом сейчас ситуация находится под контролем министерства культуры. Это, в частности, касается незаконно возведенных построек на территории ансамбля. Земли под Театром Гонзаго уже оформлены и переданы музею в пользование. Для нас было принципиально важно, что основополагающий акт, защищающий территорию любого памятника, принят в установленном порядке с жесточайшими ограничениями. Эти ограничения, повторю, были согласованы со всеми субъектами деятельности, и с органами, осуществляющими контроль за использованием памятников, включая территориальные органы министерства культуры и органы власти Московской области. Это согласовано с самим музеем, с местными властями. И, конечно, все специалисты, долгие годы защищающие "Архангельское", с этими правилами ознакомлены. Эксперты одобрили подход, заложенный в Правилах, которые сейчас утверждены для охраны такого важнейшего объекта культурного наследия.

Второй вопрос, который имеет огромное значение - о землях вокруг "Архангельского" и на территории ансамбля. Как правило, речь идет о землях лесного фонда. Министерство культуры занимает сейчас принципиальную позицию, которая заключается в том, что земли должны перейти под контроль музея-усадьбы. Мы уже во второй раз обратились в Росимущество с просьбой закрепить за самим музеем земли лесного фонда, которые долгое время были предметом судебных разбирательств. При таком подходе не только органы охраны памятников будут контролировать исполнение, не только Минкультуры России, но и сам музей. Мы надеемся на положительное решение этой проблемы. И, конечно, нам непонятна позиция некоторых правозащитников, которые не поддерживают эту позицию министерства. Очень важно, чтобы у нас была согласованная позиция.

Минкультуры планирует выделить дополнительные средства на сохранение именно лесных участков - мы видим, что музею не хватает средств на их содержание, и будем способствовать тому, чтобы все необходимые работы на этой территории производились своевременно. При этом мы полагаем, что статус земельных участков как лесного фонда тоже очень важен - это защитит земли от любого строительства. На землях лесного фонда строительство запрещено. Чтобы обезопасить себя от возможных недоразумений в договорах, касающихся использования земельных участков лесного фонда ансамбля "Архангельское", записано, что там не должно быть даже лесной инфраструктуры. Можно говорить исключительно о рекреационной деятельности, которая может быть разрешена для этих земельных участков со значительными ограничениями и при соблюдении требований по охране ансамбля и его территории.

Культура Арт Музеи и памятники Филиалы РГ Столица ЦФО Московская область Борьба за усадьбу "Архангельское"
Добавьте RG.RU 
в избранные источники