Айсен Сергеевич, в последние годы в нашем обществе все чаще звучит мнение: слишком много уделяется внимания православию. Оно, мол, и в школе, и на телевидении. А тут еще якуты под вашим руководством чуть ли не совершили крестовый поход. Для чего вам все это?
Айсен Николаев: Православие для якутов значит очень многое. Оно сыграло выдающуюся роль в освоении не только нашей земли, но и всей Сибири и Дальнего Востока, и, скажем так, Русской Америки. Потому что всегда вместе с казаками рядом шли православные священники. И в том, что включение столь огромных территорий в состав Российской империи прошло достаточно безболезненно (если сравнивать с покорением испанцами, например, Латинской Америки или колонизацией Северной Америки), - это во многом заслуга православия. Оно объединяло людей.
Во-вторых, православие сыграло огромную роль в культурном развитии этих регионов. Потому что и письменность, и мировая культура пришли вместе с русским языком. Его несли, в первую очередь, именно православные священники. И приобщаясь к этому, народы смогли войти в общемировое русское пространство, а потом уже в общемировое культурное пространство. Потому основы нынешнего культурного развития Якутии, безусловно, имеют и православные корни.
Сегодня в республике свыше 60 храмов. Очень много строится. Уверен, что такое духовное возрождение не было бы возможно, не будь фундамента, заложенного несколько веков назад.
Расскажите, что за невероятная история с островом Еловый?
Айсен Николаев: Про этот остров я узнал, изучая архивы Михаила Винокурова. Был такой эмигрант из Якутии, который после революции уехал за границу. Сам он был из семьи православных священников и долгие годы работал в библиотеке конгресса США. И все это время упорно собирал документы, связанные с Аляской, которую всегда называл Русской Америкой.
Он собрал огромную массу архивных документов и пытался передать их СССР. Но в то время по идеологическим соображениям ничего не получилось. И в 1990-х годах, когда история про этот архив всплыла, мы начали им заниматься.
С 2008 года, когда я был руководителем администрации президента Якутии Штырова, по его распоряжению мы отправили несколько научных экспедиций. В итоге выяснилось, что остров Еловый - это одна из святынь Русской православной церкви, там до своей смерти жил подвижник святой Герман Аляскинский, который сыграл выдающуюся роль в развитии православия на Аляске. Он сам был с Валаама, а в США его мощи перезахоронены на острове Кадьяк. Еловый - остров небольшой, 44 кв. километра, расположен в Кадьякском заливе. Но так как во время продажи Аляски он считался территорией Русской православной церкви, а по этому договору земли РПЦ и ее имущество выводились из-под действия документа, то они остались в собственности РПЦ. И вопрос о передаче острова Америке даже не вставал. Есть документы, по крайней мере, наши исследователи их видели несколько раз, их им просто не передали, где записано, что остров Еловый ни аренде, ни продаже не подлежит.
К сожалению, дальше уже история развивалась как обычно. Поколение, знавшее о принадлежности острова РПЦ, постепенно ушло из жизни. А Еловый тихой сапой был приватизирован американской стороной.
Подобных спорных территорий в мире много. Но границы изменились давно. Так стоит ли ворошить прошлое?
Айсен Николаев: Мы не говорим об изменении границ. Мы говорим о возвращении острова Еловый и в целом Русской Америки в культурное пространство Русского мира. Это как раз укрепление тех духовных скреп нашего общества, о которых говорит руководство страны.
Тем не менее на Западе многое трактуют по-своему. Кстати, ваше обращение совпало по времени с референдумом по Крыму. И некоторые эксперты за океаном уже успели увидеть в этом общий след.
Айсен Николаев: Пусть видят. Я свои действия ни с кем не координировал. И о референдуме потом узнал. Но ведь это не вчера возникло, историей про остров Еловый я планомерно занимаюсь с 2008 года. А тут пошла информация, что архивы Аляски сейчас властями США если не чистятся, то обрабатываются. И много документов переведены в разряд служебного пользования. В итоге наши ученые к ним доступ потеряли. В том числе и по многим документам из архива Винокурова. Мы собирались такой вопрос поднять.
Каковы в этой связи ваши ближайшие планы?
Айсен Николаев: Во-первых, мы будем продолжать архивные исследования. Надо работать, в том числе и в российских архивах - мидовском, Русской православной церкви. Вся эта история никуда не исчезла, она документально зафиксирована - нужны лишь упорство и терпение. Плюс мы должны способствовать усилению культурной составляющей проекта, облегчения въезда для паломников. Сегодня их поток не очень большой, но устойчивый. Паломники Еловый остров называют Новый Валаам в Америке. Осваивали остров выходцы с Валаамского монастыря. И нам надо просто им помогать.
Думаю, мы могли бы участвовать в строительстве церкви, если будет принято такое решение. Или оказать содействие в подготовке православных кадров - в Якутске не так давно открылась духовная семинария. Может, приглашать туда детей для обучения, потому что Кадьякская семинария в свое время взяла свое начало именно от якутской.
Есть идеи об издании документов архива Винокурова. Это был человек удивительной, во многом трагической судьбы, но настоящий патриот России. Есть идея снять научно-популярный фильм по истории острова Еловый и Русской Америки в целом. Есть предложения и от наших якутских режиссеров, и от московских. Будем рассматривать.
Вернемся к нашей стране, Дальнему Востоку, где вы живете и работаете. Непростой регион: суровый, проблемный и в то же время значимый для страны, который нельзя пустить на самотек. Не так давно премьер Медведев заявил, что приоритеты Дальнего Востока - это приоритеты стратегического развития всей России. Что, на ваш взгляд, можно ими считать?
Айсен Николаев: Начнем с того, что главная проблема нашего региона - инфраструктура. Надо понимать, что и природно-климатические условия, и условия жизни в целом на Дальнем Востоке абсолютно иные, нежели в центральной части страны. От надежности энергетической, дорожной, социальной инфраструктуры здесь в буквальном смысле зависит жизнь людей. Нужен ли при этом на Дальнем Востоке особый режим хозяйствования? Я считаю: да, такой режим необходим. Бесконечно размазывая связанные с регионом решения по множеству федеральных целевых программ, министерств и ведомств, мы ничего не добьемся. К сожалению, есть масса примеров, когда вопросы, требующие оперативного решения, попросту вязнут в чиновничьем болоте. Взять тот же вопрос привлечения в Якутск инвестиций. Иностранный инвестор стоит перед выбором - финансировать проект в центральной части России или в Якутии? Будь я инвестором, даже не задумывался бы: зачем мне Якутск, где годовая разница температур свыше 100 градусов, неразвитая инфраструктура, а налоговые условия точно такие же, как в центральной части?!
Потому нужны смелые и нестандартные решения. Может, это должна быть территория опережающего развития, которую сегодня активно пропагандируют, а может, какие-то другие подходы. Главное, чтобы было удобно инвестору, а не чиновнику!
Сегодня в Якутии добывается четверть мировых запасов алмазов, но в ювелирной промышленности регион занимает дальние позиции. Почему? Как в эту сферу подтянуть инвесторов?
Айсен Николаев: Для развития в Якутске алмазно-бриллиантового кластера, о чем сейчас много говорят, не нужны сотни гектаров, как это прописывается в законе о территориях опережающего развития. Хватит и нескольких гектаров, главное - специализированный таможенный пост. Чтобы инвестор, вкладывая в развитие гранильного производства, имел возможность на месте огранить и после прохождения всех процедур вывезти из региона уже готовую продукцию, куда ему надо - в Дубаи, Гонконг или Пекин. У нас же сегодня алмазы добываются в Мирном, гранятся в Якутске, перевозятся в Москву, там проходят все процедуры и обратно летят в Юго-Восточную Азию. Для производителей это затратно, им выгоднее купить у нас сырье, вывезти в Антверпен или Дубаи, и там уже его обрабатывать. В итоге Россия - один из лидеров в мировой алмазодобыче, в ювелирной промышленности сильно проседает.
Но ведь об этой проблеме начали говорить не вчера?
Айсен Николаев: Вопрос по таможенному посту ставится уже лет 20. Но при межведомственных согласованиях идеи глохнут. Почему - вопрос... В итоге вместо создания в Якутске мощного производства, которое могло бы стать локомотивом развития города и Дальнего Востока в целом, мы видим, что гранильное производство идет на спад и постепенно уходит уже за пределы страны.
На Дальний Восток приходится 6-7% всех иностранных инвестиций в Россию. И хотя вы утверждаете, что вкладывать сюда невыгодно, сейчас, на фоне обострения отношений с Западом, есть мнение, что территория сможет рассчитывать на азиатское финансирование. Ваш прогноз?
Айсен Николаев: Сегодня финансирование, которое приходит на Дальний Восток, в первую очередь - азиатское. И это в любом случае будет усиливаться: где ближе, там и лучше. Но если мы создадим условия, чтобы людям это было выгодно не просто географически, но еще и юридически, чтобы не надо было каждый вопрос решать через Москву, тогда азиатский капитал будет еще более заинтересован в развитии инвестиций в Дальний Восток.
Я в странах Юго-Восточной Азии часто бываю и знаю их намерения. Интерес у инвесторов есть, особенно у китайцев и корейцев. Вижу, как работает вице-премьер и полпред президента в регионе Юрий Трутнев. У него есть хорошие идеи и стремление их реализовать. Надеюсь, если правительство России все же начнет организовывать масштабное привлечение инвестиций на Дальний Восток, условия для этого в итоге будут созданы.
Что в управлении современным городом вы считаете важнейшим?
Айсен Николаев: Чтобы люди чувствовали себя сопричастными к решению городских проблем. Об этом много говорит и делает в масштабах всей Якутии ее глава Егор Афанасьевич Борисов. Вообще, самой большой проблемой Якутска была отчужденность между жителями и городскими властями, и даже самим городом. А хотелось бы, чтобы люди относились к нему, как к родному дому. Мы объявили текущий год Годом народной инициативы. Задача - дать возможность жителям высказывать свои идеи властям города и максимально участвовать в управлении.
Для этого мы задействовали городской портал оneclick Yakutsk. Задумывали его как проект для мониторинга проблем, но потом пошли дальше, и сегодня у нас там целый ряд сервисов, интерактивная справочная, рейтинг управляющих компаний, площадка для общественных слушаний и голосования.
Как работает сервис на практике?
Айсен Николаев: Возьмем вопросы застройки. Не секрет, что застройщики нередко договариваются с руководством стройкомплекса, архитекторами, и в итоге принимаются решения, не учитывающие мнения жителей близлежащих территорий. А потом возникают скандалы. Чтобы от этого уйти, надо, чтобы жители участвовали в процессе. В итоге сегодня у нас обсуждаются 8 проектов планировки городских территорий. Если вы зарегистрировались на портале, имеете право предлагать и голосовать. Можно написать жалобу чиновникам. Срок решения проблемы на oneclicke - 3 дня. За это время тот, кому эта жалоба адресована, должен дать ответ: что сделано, что нет, и когда будет сделано. 70% озвученных проблем решается - по-моему, неплохой результат.
Проводим и различные конкурсы. Это может быть поиск талантов для творческих коллективов или проект "Народный бюджет" - на лучшую идею по развитию города. Из 100 с лишним поступивших предложений на конкурсной основе отберем 10 лучших, и именно они получат финансирование. Вот один из путей решения проблем, которые население города считает самими насущными.
То есть в самом холодном городе мира вы пытаетесь развивать гражданское общество?
Айсен Николаев: А иного пути, чтобы человек превращался в активного гражданина, который искренне любит свой город, регион, страну, и имеет свою позицию, на мой взгляд, нет.
Николаев Айсен Сергеевич. Родился в 1972 г. в Ленинграде.
В 1994 г. окончил физфак МГУ и в том же году - Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности "финансовый менеджмент".
Работал в финансовой сфере, избирался депутатом Госсобрания Республики Саха (Якутия) (1997-2004 гг.). С 2004 г. - министр финансов, с 2007 г. - руководитель администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия). В 2011 г. назначен первым зампредом республиканского правительства.
4 марта 2012 года избран главой Городского округа "Город Якутск".