Слава Даубнерова поставила в Воронеже моноспектакль "Без названия"

Визуальный моноспектакль Славы Даубнеровой вдохновлен трагической историей американского фотохудожника Франчески Вудмен. Большинство работ Вудмен маркированы словами "Без названия" - отсюда и необычное имя спектакля. Его режиссер и одновременно исполнительница главной и единственной роли - одна из самых знаменитых молодых артисток Словакии.

В этой постановке нет текста, долгих сцен с обедами и выяснениями отношений, длинных монологов. Только пластика, выразительные декорации, музыка и самое главное - эмоции, иллюстрирующие муки творчества художника. Формально зрители следят за фотосессией, прерываемой танцами. Девушка ставит камеру на штатив, выстраивает декорации и застывает в позах. Но палитра чувств, которую Слава передает своими движениями, мимикой и различными визуальными инструментами, дает представление о целом мире художника, решившего рано уйти из жизни.

Как и Франческа, Слава - "сама себе художник". Идея, постановка и даже продюсирование своих моноспектаклей - она все осуществляет сама. Вот одна из причин, почему Слава Даубнерова выбрала для постановки именно историю Франчески Вудман.

- Я нашла фотографии Франчески в Интернете. Я увлекалась теорией и поэтикой фотографией, изучала ее. Мне очень понравились эти странные и вдохновляющие работы. На этих фотографиях было что-то сюрреалистичное. Мне нравится работать с телом и движением, как работала и Франческа Вудман. Она сама фотографировала себя. И это очень вдохновляет, потому что я тоже работаю сама с собой в своих постановках. Это первый раз, когда я поставила спектакль без слов, выразив свои эмоции только с помощью красоты тела.

- Как вы пришли к тем образам, пластике, визуальному ряду, который мы видели на сцене?

- Я собирала работы Франчески Вудман и делала что-то вроде сценария, составленного из фотографий. Делала своеобразную карту, выстраивая свою собственную историю. Затем я сочиняла для каждой фотографии маленькую историю, как сериал. После этого я работала с профессиональным хореографом, мы искали способ построения движения из этих поз, жестов. Я пыталась найти эмоции в этих фотографиях. Конечно, я не профессиональный танцор, мы больше работали над поиском не танцевальных движений, а физических, движения тела. Вся эта постановка рассказывает о процессе творчества, о поиске фотографом вдохновения в предметах. Она снова и снова снимает фотографии, ищет ту самую композицию. Мы хотели показать, как Франческа потерялась в этом процессе и утратила связи с реальностью.

- Вы используете немного декораций, чтобы было легко путешествовать с постановкой?

- Я мечтаю о том, чтобы делать спектакль вообще без декораций. Это кажется, что их мало. Например, всегда есть проблемы с лисой. В этом спектакле (представленном в Воронеже - "РГ") была русская лиса. В Нью-Йорке была американская лиса. С ней очень тяжело путешествовать, и нам всегда предоставляют "местную" лису. На Платоновском спектакле было очень легко выступать, потому что все крупные декорации, например, фоновый стенд, были нам предоставлены организаторами. Вообще, это один из лучших моих опытов участия в фестивалях, коммуникации и организация были налажены на высшем уровне.

- Как вы думаете, почему молодежь воспринимает спектакль "Без названия" лучше, чем старшее поколение?

- Мы используем разные мультимедийные инструменты. Обычный традиционный театр использует только историю. В Словакии постановка тоже больше понятна молодежной аудитории. Она даже была названа лучшим спектаклем сезона. Это стало для меня большим сюрпризом, потому что обычно в Словакии представление без текста и истории не завоевывает какие-то призы. По этому поводу было много споров. Я знаю, что и критики, выбравшие нас, были из молодого поколения.

- Вы ставите только моноспектакли или вполне можете принять участие и в массовом зрелище?

- Все началось в 2006 году, когда я присоединилась к театральной труппе. Я начинала ставить спектакли, в которых было максимум два-три человека. Но я всегда хотела делать спектакль одна. Я также являюсь продюсером, и я несу ответственность за деньги и за все необходимое для спектакля. Я не могу делать более масштабные проекты, потому что я не найду достаточно средств. Кроме тех шоу, которые я продюсирую, я также работаю как актриса и режиссер в других театрах. Все эти семь лет, что я работаю над своими спектаклями, - это мой путь к познанию актерского мастерства, которое я никогда профессионально не изучала. Я обучалась философии. Сейчас я изучаю магистерский курс по теории драмы. Для меня мои работы - это отчасти учебный проект, и это еще одна причина, почему я работаю одна. Я учусь не только тому, как работать на сцене, но и как организовывать. Сейчас я готова к более крупным проектам. Например, в следующем году я буду режиссировать масштабные спектакли в словацких театрах.

- Вы собираетесь еще работать над моноспектаклями?

- Процесс подготовки моноспектакля отнимает много времени и средств. Его невозможно подготовить за год. Мне нужно по крупице собирать эмоции внутри меня, чтобы подготовить себя для каждой постановки. Конечно, я буду делать их еще, но это потребует времени.

- Вы выбираете только драматические истории для постановок? Или хотели бы попробовать себя в комедии, например?

- В своих спектаклях я говорю о своих эмоциях и переживаниях. Может быть, они не слишком счастливые. Для меня это способ терапии. Но я также люблю комедию. Последний спектакль, который я поставила для Словацкого национального театра, был основан на трагической теме, но стал комедией. Как артистка, я расту, развиваюсь, мне никогда не нравилось стоять на одном месте. Я люблю экспериментировать. Если вы посмотрите мои постановки, вы увидите, что все они разные. В каждой постановке я учусь чему-то новому - движениям, языку. Для меня очень важно работать с визуальным рядом. Конечно, мне интересно попробовать разные жанры. Я открыта для всего нового.