Пока толпа "безбилетников" занимала на берегу водохранилища высокие точки и уговаривала зрителей внутри ограждения присесть, чтобы всем было видно, артисты "пылесосили" песчаный пляж - импровизированную сцену. Шесты с раструбами из лозы на концах прощупывали землю, поднимая с нее картонные коробки и даже, кажется, "человеческий мусор". На вышках трепыхались и шуршали куски целлофана, бил барабан, фоном играла музыка. Персонажи душили себя веревками и изнуряли тасканием будто бы сильно перебравших товарищей, пытались насыпать холм над чучелом - аналогом "скелета" из шкафа.
Потом между пляжем и водой подожгли деревянный заборчик. Одна из героинь попыталась было пересечь пылающий рубеж, взобравшись на лестницу. Но не тут-то было. Тогда девушка отступила на песок и "поиграла с огнем" там, скрещивая длинные факелы. Тем временем пламя утихло, сверху его еще залили фонтаном из брандспойтов, эффектно подсветив брызги прожекторами. К тому моменту, как народ догадался переместиться ближе к воде (активисты отодвинули барьеры и даже попрыгали через гаснущий костер), труппа уже расположилась на ее глади. Девушки-кувшинки, мужчины на лодке вдали, застланная свежим бельем постель и, что ожидаемо, дерево - вот то, что попало в объективы зрителей, охотно снимавших на память весь перформанс и, конечно, себя на его фоне.
Описать его тезисно можно так: на земле человек был словно частью оставленного им же мусора, затем прошел огненный рубеж, попалив все ненужное, и вошел в воду, раскрывшись там, как кувшинка с горящим фонариком в сердцевине. Синопсиса многим недоставало - после окончания шоу люди принялись звонить знакомым, чтобы рассказать, как "все было замечательно, только ничего непонятно!". "Не могу говорить, я у озера", - произнесла в трубку девушка, стоявшая в первом ряду. Подумалось: назвать так безнадежно грязное воронежское водохранилище можно разве что под властью искусства.
В системе Derevo, в его бессловесных спектаклях образы снов, фантазий превращаются во вполне осязаемые и немного пугающие объекты и предметы, - отмечено в анонсе Антона Адасинского на сайте Платоновского фестиваля. - Так и в "Полночном балансе" на песке появится Город Памяти: непроговоренные грехи, ошибки Человека заполнят пляж, и хозяева их, люди, встретятся с темной, мусорной стороной своей жизни. И как бы не было велико желание зарыть, спрятать эти страшные обломки под песком - ветер не даст. А значит, недостаточно идеального тела и чистой рубашки, надо сделать что-то еще, очень правильное и неожиданное, чтобы начать свою дорогу заново, чтобы память стала опять tabula rasa. И тогда ты войдешь в воду чистым, а скелеты и обломки прошлого станут музеем, и дети будут возиться среди них, и их голоса и смех станут единственной музыкой, которая не надоест никогда.
Авангардный театр Derevo, созданный Адасинским и тремя его единомышленниками в Санкт-Петербурге и позже осевший в Дрездене, не впервые устраивает подобную уличную акцию. Более того, в 1988 году на озере Иматра в Финляндии эта группа показывала таневально-музыкальный спектакль под таким же, как в Воронеже, названием "Полночный баланс".
Нам просто оно очень нравится, - признался Антон Адасинский. - Тогда, в Финляндии, мы сделали интересный эскиз танцев на воде, но до сих пор не имели возможности к нему вернуться. Потому что нужно большое пространство воды, которая будет неподвижной и не такой глубокой, как океан. В Воронеже эту часть удалось восстановить, она вошла в представление. А вообще это совершенно новая работа, такой наш принцип: все проекты не перевозимы - "то, что здесь случится сегодня под вишнями, не случится там под липами". Я присмотрел площадку еще осенью (когда Адасинский давал мастер-класс в академии искусств, а Derevo показывало свой спектакль "Однажды" с участием местных студентов. - "РГ"). Тему дает обычно место. Было приятно, что тут мы можем три стихии как-то внутренне зацепить: земля, очень важная граница берега и сама вода. Мы набросали с ребятами этюды, нарисовали эскиз декорации. Затем работа продолжилась в Дрездене с макетом - мы построили там маленький Воронеж и репетировали. Приехав сюда опять, поняли, что одно невозможно, другое тяжело, третье дорого, четвертое холодно… Естественно, все переделали.
Двое студентов, сыгравших полгода назад с группой Derevo в "Однажды", стали "подмастерьями" Антона в "Полночном балансе". По мнению Адасинского, для них на данном этапе важно не столько выступить, сколько получить опыт работы на улице:
- Тут нужно делать все одновременно: держать палатку от ветра, замерзать, стоять на воде - это отличный опыт для актеров, которые обычно сидят в гримерной. От количества дел уже "крыша едет" у ребят, но они молодцы! Набирать свой курс в академии искусств я в этом году все-таки не буду. Мы с ректором Эдуардом Бояковым решили сначала разобраться с моей ответственностью перед ребятами. Работать я должен только напрямую, а не просто там по "электронке" картинки какие-то отправлять. Принцип стипендии, принцип перехода людей с одного курса на другой, посещение моих занятий студентами других курсов, заочники, общежитие… Многие вопросы еще просто не могут быть решены, в вузе ничего моментально не делается, там тысяча проблем. Думаю, что пока надо провести актерский мастер-класс для ребят, которые учатся на театральном факультете на всех четырех курсах, чтобы понять, чему там людей учили и насколько эта система допускает подвижки, не будет ли у меня конфронтации с теми, кто преподает другие практики. По-моему, надо заниматься разными школами - Станиславского, Чехова, Таирова, Вахтангова, Брехта и так далее, а не ставить во главу угла одного КС. Познакомлюсь с педагогами академии, а там посмотрим, как пойдет.