Основные разработчики шельфовых проектов в РФ - Фонд перспективных исследований, центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин", "Газпром", "Роснефть" и Дальневосточное отделение РАН. Большинство проектов уже реализуется. Как отмечалось на недавней международной конференции Института Адама Смита "Шельфовые проекты Российской Арктики", "Газпром нефть" планирует в 2015-м пробурить две новые разведочные скважины на Долгинском нефтяном месторождении в Печорском море. Об этом заявил гендиректор компании "Газпромнефть-Сахалин" (оператор проекта) Александр Коробков.
"Это позволит нам получить более четкое представление о северной части Долгинского месторождения, на которой сосредоточено максимальное количество запасов", - уточнил он. По его мнению, нефть Долгинского месторождения будет более высокого качества, чем с соседнего Приразломного.
Долгинское месторождение, открытое в 1999 году, расположено на глубине 35-55 метров. Здесь уже пробурены три разведочные скважины - две Северо-Долгинские и одна Южно-Долгинская. В 2014 году планируется пробурить еще одну разведочную скважину - Северо-Долгинскую N 3. Окончание бурения ожидается в начале сентября, а завершить подготовку к эксплуатационному бурению планируется ближе к концу октября.
По словам Александра Коробкова, бурение одной скважины на месторождении оценивается примерно в 230 млн долл. с учетом работы флота и сервисного обеспечения. Поисково-разведочное бурение, как отмечалось на форуме, проводится также на шельфе вблизи Ямала, Таймыра, Новосибирских островов.
Основные российские СПГ-мощности планируется разместить опять-таки в приарктическом регионе. "Сегодня анонсированы и находятся на разной стадии реализации 5 крупномасштабных проектов по СПГ, в числе которых "Балтийский СПГ", "Ямал СПГ", "Печора СПГ", газпромовский проект "Владивосток СПГ" и проект "Роснефти" на Сахалине, - пояснил "РГ" председатель совета директоров компании Creon energy Фарес Кильзие. - Последние два имеют наибольшие шансы ввиду наличия фактического газа, налаженной инфраструктуры и близости рынков сбыта". В то же время, по мнению господина Кильзие, может потребоваться уточнение районов размещения ряда экспортных СПГ-терминалов: для удобства загрузки газовозов и обеспечения кратчайших расстояний перевозок сырья на переработку и для отгрузки готовой продукции.
Для транспортного обеспечения разработок могут использоваться судостроительные мощности Крыма. Минпромторг с середины апреля разрабатывает программу их загрузки. Танкеры-газовозы для вывоза СПГ с арктических месторождений уже сегодня можно строить на Керченском судостроительном заводе "Залив" и других предприятиях полуострова. Пока же в России используются танкеры-газовозы, построенные на иностранных (в основном южнокорейских) верфях.
Между тем нефтегазовые ресурсы Арктики в буквальном смысле соседствуют с крупными месторождениями другого сырья, многие виды которого пока остаются дефицитными для РФ. Скажем, марганцевая руда на архипелаге Новая Земля: содержание марганца в руде - 8-45%, а разведанные запасы этой руды, по оценке ФГУП "Всероссийский НИИ минерального сырья им. Н.М. Федоровского", превышают 260 млн тонн, причем глубина их залегания невысокая - 45-150 м. По мнению экспертов, местные марганцевые руды способны успешно конкурировать с сырьем, ввозимым из-за рубежа.
Располагает этот архипелаг и высококачественными свинцово-цинковыми рудами. Еще в 1990-х гг. ФГУП "Полярная морская геолого-разведочная экспедиция" выявила здесь Павловское, Северное и Перевальное металло-рудные поля, где содержание свинца варьируется от 1,0 до 14,3%, а цинка - от 1,3 до 25%. Достоверные и прогнозные ресурсы этих руд составляют в целом более 15 млн тонн. А в качестве попутных видов металлосырья в этих рудах присутствуют высокоценные и остродефицитные редкоземельные металлы (галлий, индий, германий, иттрий, иттербий, ниобий) наряду с серебром. Кроме того, на южном острове Новой Земли имеются месторождения самородной меди, простирающиеся на 120 км при ширине выходов меди в 20-25 км. Общие ее запасы оцениваются более чем в 3 млн тонн.